Сравнительная характеристика уровня защиты денежных билетов США разных серий и ее отражение в суперподделках

20.12.2006

По оценкам Министерства финансов США, более 60% наличных долларов, выпущенных в обращение Федеральной резервной системой, находятся за пределами государства. Сегодня американский доллар является по-настоящему «глобальной» валютой. Во многих странах доллар — резервная валюта, в которой граждане предпочитают хранить свои накопления. Нередко кассиры вынуждены работать с американской валютой чаще,чем с национальной. Именно поэтому защищенность доллара от подделки перестала быть лишь внутренней проблемой США. Об опыте работы коммерческих банков с американской валютой, трудностях при идентификации долларов разных поколений и выявлении высококачественных фальшивых банкнот — в статье И. М. ЖИЛКИНА, эксперта «Альфа-Банка». Основой данного материала является доклад на 5-й Азиатской конференции по высокозащищенной печати, прошедшей в сентябре этого года в столице Малайзии — Куала-Лумпуре.

Как известно, в настоящее время не существует проблемы определения подлинности документов, в т. ч. и денежных билетов, при использовании специализированного оборудования. Вместе с тем, значительные затруднения вызывает выявление подделок в расчетно-обменных операциях, проводимых в торговых точках, а также в некоторых кредитных учреждениях.

Среди обнаруженных фальшивых денежных билетов особую опасность представляют подделки высокого качества, получившие у специалистов название «суперподделки». К этой категории криминалисты относят подделки, при изготовлении которых в полном объеме воспроизведен технологический процесс производства подлинных денежных билетов и при этом использованы практически такие же материалы, что и в подлинных денежных билетах. В этих фальшивых банкнотах воспроизведены все элементы защиты, указанные в официально издаваемых справочниках. Например, в выпускаемых с 2001 г. ИПК «ИнтерКрим-пресс» ежегодниках Банкноты стран мира: денежное обращение серии «Валюты мира: хроника денежного обращения — XXI век». Подобные подделки зачастую не выявляются с помощью детектора валют. Безусловно, изготовление подобных фальшивок реально достижимо в банкнотах, не оснащенных надежной защитой.

Характерный для американцев рационализм проявляется в разных сферах их деятельности. Это нашло отражение и в бумажных денежных билетах национальной валюты. По сравнению с банкнотами других стран доллары США обеспечены минимальным комплексом элементов защиты, в связи с этим и себестоимость их изготовления одна из самых низких в мире. В совокупности с другими причинами указанное обстоятельство способствовало реализации фальшивомонетчиками суперподделок применительно именно к долларам США и, прежде всего, к банкнотам номиналом в 100 долларов. Первые фальшивки такого качества осуществились в 100-долларовых банкнотах серии 1977 г. К настоящему времени обнаружено достаточно много разновидностей суперподделок практически всех последующих серий: 1981, 1985, 1988, 1990, 1993, 1996, 2001 и 2003 гг. В них были воспроизведены вносимые в подлинные денежные билеты соответствующие новые элементы защиты — защитные нити, магнитная защита, OVI-краски, водяные знаки, ИК-защита и т. п.

Подлинные денежные билеты названных серий по оформлению можно разделить на две группы: банкноты ранних серий (вплоть до 1993 г.) и все последующие.

Обращает на себя внимание ограниченная цветовая гамма элементов оформления, в которой использованы только черные и зеленые тона. Следует отметить, что и комплекс элементов защиты этих банкнот не отличается многообразием. Из элементов дизайна наиболее существенную роль в защите от подделки, безусловно, играет серовато-зеленоватый оттенок бумаги. В расчетно-обменных операциях для проверки подлинности, кроме того, доступны: два вида защитных волокон в составе бумаги, магнитная защита, использование 2-х способов печати в элементах оформления (высокая печать и металлография) в сочетании с соответствующими графическими элементами (портрет, рамка, оттиски печатей и т. п.) (ил. 1). Введенные в качестве дополнительных элементов защиты в банкнотах серий 1990 и 1993 гг. защитная нить и микротексты не столь существенно повысили уровень защиты банкнот. Фальшивомонетчики весьма успешно воспроизводили эти элементы в своей «продукции» (ил. 2). Более значимую роль в защите указанных банкнот сыграло так называемое «ло-

кальное распределение» ферромагнитных компонентов в рамке и в других элементах оформления, исполненных черной краской, что позволило достаточно продолжительное время устойчиво выявлять суперподделки, используя детекторы типа «DBC-3». Однако фальшивомонетчики смогли воспроизвести и этот элемент защиты.

Как ни странно, для большинства кассовых работников основным способом проверки подлинности денежных билетов США является визуальное изучение основных изображений. Обычно такими элементами служат портрет и фрагменты рамки на лицевой стороне банкнот. Этот способ проверки на языке специалистов называется «распознаванием художественного образа». Он основан на общей закономерности технико-криминалистической экспертизы документов, заключающейся в образовании новой совокупности частных признаков в оттисках с печатной формы, изготовленной способами копирования оригинальной формы. Другими словами, в новой печатной форме закономерно образуются дефекты, отсутствующие в оригинале. Чаще всего такие новые дефекты изменяют визуальное восприятие изображения. Например, в портрете подобные дефекты могут привести к искажениям в мимике, выражении взгляда и т. п., что и обнаруживается специалистами при визуальной проверке банкнот. Действуя таким образом, кассовый работник обнаруживает так называемые «сомнительные» банкноты. Отнесение их к категории подделок осуществляется при наличии объективных признаков в виде дефектов печатных форм (ил. 3.1 и 3.2).

С учетом указанной выше криминалистической закономерности следует рассматривать денежные билеты второй группы — серий 1996, 1999, 2001 и 2003 гг.

Широкая рекламная кампания, проведенная Федеральной резервной системой и Министерством финансов США накануне введения в обращение указанных денежных билетов в 1996 г., по нашему мнению, была не вполне объективной. Несмотря на новые элементы защиты:

водяной знак, OVI-краску, люминесценцию защитной нити, существенного повышения уровня защиты новых денежных билетов не произошло. Цветовая гамма осталась такой же — наличие только черных и зеленых тонов. Традиционно для изготовления денежных билетов США используется, так называемая «облачная» бумага, в которой на просвет определяются хаотично расположенные локальные области с пониженным светопропусканием (темные пятна), что практически приводит к бесперспективности использования водяного знака как элемента защиты (ил. 4).

Как известно, OVI-краски характеризуются специфическим преломлением света входящими в ее состав структурными элементами. Способ нанесения краски на бумагу не оказывает влияния на ее свойства и в целом защитные функции OVI-красок определяются их дефицитом. Фальшивомонетчики достаточно «талантливо» имитировали этот элемент защиты в подделках среднего уровня, а в суперподделках он вообще не отличался от подлинного.

Анализ выявляемых подделок защищенной полиграфической продукции показывает, что розовую люминесценцию защитной нити в денежных билетах указанных серий в современных условиях только весьма условно можно отнести к элементам защиты. Такая люминесцентная защита достаточно качественно имитирована даже в низкокачественных подделках (ил. 5).

Наряду с приведенными заключениями следует рассмотреть характеристики элементов оформления банкнот указанных серий. Напомним фрагмент рекламного ролика о презентации банкнот серии 1996 г.: «…Портрет Франклина увеличен и смещен влево, вследствие чего он стал более узнаваемым…». Для объективной оценки такой рекламы предлагается сравнить между собой банкноты первой и второй групп (ил. 6.1 и 6.2).

Как можно заметить, на банкнотах серии 1996 г. микротексты по размеру букв в 1,5—2 раза крупнее, чем на банкнотах серии 1993 г., детали портрета в них воспроизведены более толстыми линиями и визуально воспринимаются как грубое исполнение. Отсюда логично построить соответствующий вывод о степени доступности для воспроизведения изображений сравниваемых банкнот. Разумеется, в оттисках с печатных форм, изготовленных наиболее часто используемым фальшивомонетчиками фотомеханическим способом, портрет и микротексты банкнот серии 1996 г. воспроизводятся с более высоким качеством. Еще убедительнее этот вывод подтверждается при сравнении фрагментов гильоширных узоров в рамках банкнот.

В банкнотах серии 1993 г. наблюдаются тонкие остроконечные элементы, характерные для оттисков с печатной формы, изготовленной способом механической гравировки. В противоположность такой структуре в банкнотах серии 1996 г. элементы узора, преимущественно, округлой формы, что имеет место в оттисках с печатных форм, изготовленных фотомеханическим способом с применением травления металлических форм (ил. 7.1 и 7.2).

С учетом анализа суперподделок банкнот разных серий, приведенные здесь факты позволили нам еще в начальный период обращения банкнот серии 1996 г. сделать весьма неутешительный прогноз о возможности появления фальшивых банкнот данной серии. Причем они предполагались более опасными по сравнению со всеми предыдущими. К великому сожалению, этот прогноз полностью подтвердился.

Если среди банкнот первой группы признаки суперподделок определялись в основном визуально, то объективно оценить аналогичные фальшивки банкнот серии 1996 г. без увеличительных приборов практически не удается.

Для экспертов факт того, что в суперподделках банкнот серий 2001 и 2003 гг. была воспроизведена ИК-защита (ил. 8), не стал неожиданностью, потому как технология ее исполнения была ранее использована теми же фальшивомонетчиками при реализации указанного выше «локального распределения» ферромагнитных компонентов в рамке и в других элементах оформления.

С 2004 г. в обращение начали вводиться банкноты новой серии. Их анализ показал, что, несмотря на более широкую цветовую палитру в оформлении, принципиального изменения комплекса защиты в них не произошло. В банкнотах такая же «облачная» бумага, а отсюда — те же проблемы относительно водяного знака (ил. 9). Несколько измененная защитная нить вряд ли станет значительным препятствием для фальшивомонетчиков.

Графика в оформлении банкнот не получила какого-либо усложнения. Такие элементы, как микротексты и ирисовые раскаты в офсетных оттисках, в обнаруживаемых в настоящее время фальшивых банкнотах различных валют, включая банкноты евро и доллары США, не отличаются от подлинных (ил. 10).

Применение OVI- и металлизированной красок в новых банкнотах имеют такие же характеристики по защите, как и в упомянутых выше банкнотах серий 1996, 1999, 2001 и 2003 гг.

Элементы инфракрасной и магнитной защиты, безусловно, требуют более высокого уровня технологии. Но их, как было отмечено выше, фальшивомонетчики весьма успешно освоили в суперподделках.

Обобщая вышеизложенное, мы вынуждены вновь констатировать высокую степень вероятности появления суперподделок в серии 2004 г. Очень хотелось бы ошибиться в этом прогнозе. Правы мы или нет — покажет ближайшее будущее: до введения в обращение новых банкнот номиналом в 100 долларов США серии 2004 года осталось не так много времени. Хотя суперподделки могут быть реализованы и в 50-ти долларовых денежных билетах, как это уже имело место в банкнотах серии 1993 г.

Похожие новости

Темы CBDC (цифровые валюты центральных банков) и политики в области цифровых валют вот уже более 5 лет являются предметом дискуссий на форуме Central Bank Payment Conference (CBPC)
Выставки и конференции
«Победители конкурса “За выдающиеся достижения в области голографии” (Excellence in Holography) этого года продемонстрировали, что глобальная голографическая индустрия продолжает расширяться, внедрять инновации и находить новые рынки», - заявляет Международная ассоциация производителей голограмм (IHMA), учредитель премии.
Выставки и конференции
Currency Rresearch (CR) представляет объединенное мероприятие, в котором примут участие лидеры валютной индустрии в области политики, стратегии и технологий.
Выставки и конференции
Стремительное развитие банковских и иных, в том числе сложных гибридных финансовых услуг банков в цифровой среде, требует совершенствования нормативного регулирования.
Выставки и конференции
Задача сессии "Стратегические направления регулирования в банковской сфере" VII Банковской юридической конференции - смоделировать в общих чертах картину будущего развития экономики и права на долгосрочный период, что позволит практикующим юристам и научному сообществу осознанно принимать участие в выработке перспективных юридических моделей. Такую точку зрения высказал модератор этой сессии, директор Юридического департамента Банка России Алексей Гузнов.
Выставки и конференции