ЕЦБ и проблемы новой серии «Европа»

05.11.2013
Журнал «Currency News», №6 (июнь), 2013 г.

ЕЦБ и проблемы новой серии «Европа»


О назначении Тона Рооса председателем Банкнотного комитета Европейского центрального банка (ЕЦБ) было объявлено незадолго до начала Currency Conference 2008 г. в Праге. Последние четыре с половиной года он был полностью поглощен работой над выпуском новой серии евробанкнот «Европа», первая из которых – €5 – была введена в обращение как раз накануне Currency Conference 2013 г. в Афинах. Currency News удалось встретиться с Роосом в Афинах, чтобы подробно расспросить о процессе принятия решений относительно выбора новых защитных элементов, порядке введения в обращение новой серии и других проблемах, стоящих перед ним и его командой в ЕЦБ в ходе этой работы.

CN: Расскажите, пожалуйста, где вы получили образование и где работали до прихода в ЕЦБ.

TR: По образованию я химик. Я начал заниматься научной работой в Утрехтском университете, а затем поступил в химическую компанию Akzo Nobel, в которой проработал 15 лет, в основном занимаясь исследованиями, разработкой продукции и координацией патентной деятельности, а последние семь лет был директором и главным технологом дочернего предприятия, изготовляющего ламинат для печатных монтажных плат.

В системе центральных банков я оказался, когда освободилась вакансия заместителя руководителя департамента банкнотной политики Нидерландского банка (De Nederlandsche Bank – DNB). Благодаря моему прежнему опыту я разбирался во всех сферах этой деятельности, кроме печати, но это не стало препятствием, и в 1999 г. я пришел в банк. Моей первой задачей было внедрение новой серии сортировальных машин, второй – контроль за материально-техническим обеспечением и производством евро DNB. После этого я был назначен руководителем департамента банкнотной политики и стратегии и в этой должности отвечал за все аспекты банкнотной политики.

В 2008 г. было объявлено вакантным место преемника Антти Хайнонена – председателя Банкнотного комитета ЕЦБ, я подал заявление и после длительного процесса отбора кандидатов был назначен на этот пост.

CN: Что привлекло вас в этой должности тогда? Сейчас, после четырех лет работы в ней, сбылись ли все ваши ожидания?

TR: Эта работа дает все, на что я рассчитывал. Она требует решения ряда действительно серьезных задач, зато у вас появляется возможность помочь строительству Европы через производство европейских банкнот. Некоторые будут удивлены, но впереди у нас еще очень много работы. Все эти национальные системы, которые хороши сами по себе, при объединении в единое целое создают синергетический эффект, и потому это объединение ради получения такого полезного результата является очень крупной проблемой. Это и привлекает в данной работе – мне нравилось работать в DNB, но на европейском уровне открывается гораздо больше возможностей; и я считаю, что это большая честь делать то, что я делаю.

CN: Вы пришли в тот момент, когда работа над планами выпуска второй серии евро была в самом разгаре, но как-то отклонилась от курса. Однако теперь первая банкнота уже выпущена. Не можете ли вы рассказать, столько времени займет процесс выпуска в обращение всей серии?

TR: Я пока не знаю. Это постепенный процесс, каждый номинал будет проходить одинаковые этапы подготовки: сначала пробный тираж, затем опытно-промышленное производство и, наконец, полномасштабное производство. Теперь мы знаем, что даже на этапе опытно-промышленного производства возникают проблемы, которые требуют действий и, следовательно, вызывают задержки. У нас намечена дата выпуска банкноты номиналом в €10, но мы не называем ее на тот случай, если произойдет что-то непредвиденное. То же относится к €20, €50, €100 и т.д.

CN: Первоначально планировалось начать выпуск серии с банкнот средних номиналов и представить первую банкноту в 2011 г. Почему произошла задержка и в связи с чем в конце концов вы решили начать с €5?

TR: Этот производственный вопрос обсуждался в течение 2008–2009 гг., после чего мы окончательно решили полностью изменить весь график. Мы также провели более широкое исследование вопроса о том, с какого номинала следует начинать смену серии. В конце концов, почему нужно начинать с €20 и €50? Да, некоторые скажут, что это наиболее подделываемые банкноты, но в действительности уровень подделки евробанкнот очень низок. Разумеется, нас это вполне устраивает, и мы работаем над тем, чтобы он и оставался таковым. Но если подойти к вопросу логически, гораздо целесообразнее начать выпуск с номинала, который требует наименьших материально-технических затрат. Остановившись на этой точке зрения, вы начнете либо с самого высокого номинала и пойдете «вниз», как сделал Банк Канады, либо с младшего и пойдете «вверх», как делаем мы.

Помимо того, решался и еще один вопрос – о повышении износостойкости банкнот низких номиналов. Мы добились значительного прогресса в этой области, и именно это привело нас к решению начать с €5. Выпуск этого номинала и проще в материально-техническом отношении, и позволяет извлечь немедленные преимущества из сделанных нами усовершенствований.

Вдобавок это дает нам больше времени для подготовки к выпуску банкнот более высоких номиналов.

CN: Теперь вы, скорее всего, внимательно отслеживаете, как ведут себя первые банкноты в обращении.

TR: Это действительно так. Мы уже провели три интенсивных испытания банкнот в обращении в трех странах, поэтому мы уверены в себе. Но все же полная ясность относительно реальных вещей возникает тогда, когда вы имеете дело непосредственно с этими реальными вещами. У нас разработана программа мониторинга не только срока службы и износостойкости самой банкноты, но и ее отдельных защитных элементов.

CN: Первоначально планировалось также создать разные «пакеты» защитных элементов для банкнот низких, средних и высоких номиналов. Этот план еще в силе?

TR: Он также изменился. Теперь мы считаем, что защитные элементы, по крайней мере публичные, должны быть едиными для всей серии «Европа». В нынешней серии банкноты номиналами в €5, €10 и €20 имеют голографическую полосу, а банкноты номиналами в €50 и выше – локальную голограмму, а на оборотной стороне – изображение номинала, выполненное цветопеременной краской (OVI). Мы провели многочисленные испытания восприятия элементов населением и выяснили, что (1) люди не вспоминают о цветопеременном изображении, если оно расположено на оборотной стороне, т.е. этот элемент не используется, а значит, неэффективен, и (2) о наличии голографической полосы на низких номиналах известно гораздо большему числу людей, чем о локальной голограмме на высоких номиналах.

Таким образом, хотя произошли изменения в защитных элементах банкнот серии «Европа», на публичном уровне эти изменения невелики, публичные элементы очень легко распознать, и они едины для всех номиналов. Нашей главной целью было обеспечить здесь коммуникационное единообразие.

CN: Кому принадлежит идея образа Европы для новой серии?

TR: Дизайнеру г-ну Герстеттеру. Мы рассматривали различные типы водяного знака для новых банкнот и остановились на портрете. Результаты наших испытаний восприятия защитных элементов людьми показали, что лица люди узнают интуитивно и гораздо проще различают их, нежели изображения зданий. Поэтому имело смысл изменить водяной знак, выбрав для него изображение человеческого лица. В итоге Евросистема утвердила портрет Европы на водяном знаке и голограмме евробанкнот новой серии.

У нас было много предложений по поводу портрета, но дизайнер выступил с идеей Европы, и это хороший выбор, поскольку этот портрет ясно ассоциируется с европейским континентом, названием валюты и делает банкноты более привлекательными для населения.

Следующим шагом был поиск подходящего изображения, и это была целая история. В конце концов, портрет Европы был взят с вазы в парижском Лувре, которая была найдена в южной Италии, и возраст которой превышает 2000 лет. Легенда о происхождении Европы очень красива, что также возбуждает интерес населения к новым банкнотам.

CN: Новая €5 почти наверняка самая защищенная банкнота низкого номинала в мире. Насколько соображения стоимости/эффективности повлияли на процесс принятия решений? Не могли ли бы вы пролить некоторый свет на то, как был сделан окончательный выбор защитных элементов?

TR: Мы хотели остановиться на элементах, которые соответствуют лозунгу «Исследуйте на ощупь, при наклоне, на просвет», т.е. на надежных и сильных. Тактильные признаки банкнот, которые особенно важны для лиц с ослабленным зрением, обеспечиваются металлографским способом печати. На левом и правом краях лицевой стороны новой банкноты номиналом в €5 находятся короткие рельефные полосы. Основное изображение, надписи и номинал банкноты также имеют ощутимый на ощупь повышенный рельеф.

Мы также приняли во внимание результаты наших исследований восприятия элементов, которые показали, что люди не смотрят на оборотную сторону банкнот. Поэтому все публичные элементы расположены на лицевой стороне, чтобы максимально привлечь к себе внимание.

Те же исследования показали, что голограмма является весьма узнаваемым защитным элементом, поэтому было решено сохранить голографическую полосу, но сделать ее гораздо более сложной. В отличие от голографической полосы нынешних банкнот, на которую просто нанесено повторяющееся изображение, мы выбрали голограмму, состоящую из четырех «островков». Каждый из них имеет собственное изображение, которое связано с другими элементами банкноты: портретом Европы, основным архитектурным мотивом и номиналом банкноты. Если рассматривать банкноту на просвет, в нижней части голографической полосы можно увидеть небольшие отверстия, образующие символ «€».

Кроме того, мы хотели использовать один совершенно новый элемент. Им стал SPARK®, выполненный в виде «изумрудного номинала», в нижнем левом углу банкноты. При наклоне банкноты на изумрудном изображении номинала движется вверх-вниз яркая полоса. Цвет изображения меняется с изумрудно-зеленого на темно-синий в зависимости от угла зрения.

Что касается соотношения «стоимость/эффективность», мы также должны принять во внимание и необходимость единства защитного комплекса всех банкнот, и важность обеспечения защиты от подделки даже банкнот самых низких номиналов. Например, в одной латиноамериканской стране подвергалась подделке в очень больших объемах банкнота весьма низкого номинала (эквивалентная €3). Так что нет никаких гарантий, что низкие номиналы не будут интересны фальшивомонетчикам.

Таковы были наши соображения при выборе публичных защитных элементов. Что касается машиночитаемых элементов, мы хотели оставить часть старых и добавить новые элементы. Дело в том, что для чтения новых элементов требуется адаптация программного обеспечения машин. Кроме того, у нас есть элементы, которые еще очень долго будут присутствовать на банкнотах. Владельцам и пользователям торговых автоматов и устройств по определению подлинности придется связываться со своими поставщиками для адаптации оборудования к новым банкнотам. ЕЦБ и национальные банки будут поддерживать и поощрять этот процесс адаптации.

CN: Ясно, что в ходе работы над новой серией в ваш проект были внесены серьезные коррективы. Удовлетворены ли вы им сейчас?

TR: В настоящее время мы продолжаем работать в соответствии с новым планом, который мы приняли в конце 2009 г. Я удовлетворен тем, как он работает. Как уже упоминалось, работа начинается с печати пробного тиража, затем следует опытно-промышленное производство. Это опытно-промышленное производство само по себе весьма значительно: в каждой задействованной в проекте типографии печатается 20 млн банкнот. Это минимальный тираж, необходимый для того, чтобы быть уверенными в том, что типография располагает стабильными производственными условиями для выпуска миллиардов банкнот, когда это потребуется.

Дополнительным фактором является то, что евробанкноты должны печататься в разных типографиях – на данный момент их 16. Речь не идет о том, что каждая из них обязательно участвует в печати всех номиналов, но в какой-то момент может быть и так – такова наша система распределения заказов. Например, согласно этой схеме, один номинал печатается в трех или четырех разных типографиях, а затем через год – в других трех или четырех типографиях. Поэтому мы должны быть уверены, что все они могут печатать каждую банкноту в соответствии с общим стандартом.

CN: Очевидно, что подготовка новой серии поглощает большую часть вашего времени после прихода в ЕЦБ. Однако каковы другие важные вопросы, которые вам приходится решать?

TR: Еще один актуальный вопрос – это создание Единой европейской процедуры проведения тендеров (Singe European Tender Procedure – SETP). Она была инициирована в 2003 г., в период, когда спрос на новые банкноты для замены изношенных был самым низким за все время. Но была ясна необходимость сделать что-то для сглаживания пиков и провалов спроса, а также создать равные условия для частных и государственных типографий.

С тех пор ситуация несколько изменилась: производство банкнот выросло в связи с высоким спросом (рост обращения за последние десять лет оказался значительно выше прогнозируемого – почти удвоился), и теперь нам требуется примерно 7–8 млрд банкнот в год. Типографии также адаптировались, например, увеличив производственные мощности, что позволило им сократить число смен.

Но мы по-прежнему должны двигаться вперед, чтобы сделать весь процесс более эффективным и эластичным. Банкнотный комитет евросистемы (BANCO) в настоящее время обсуждает этот вопрос с тем, чтобы внести свои рекомендации в Совет управляющих. Работа еще не закончена, и, конечно, она очень политически чувствительна – это все, что я могу сказать в данный момент.

CN: Это удачно подводит нас к паре «политических» вопросов, связанных с евро. Водитель такси, который вез нас из аэропорта на эту конференцию, спросил о цели нашего приезда, а когда мы ответили ему, стал немедленно жаловаться на монеты достоинством в €1 и €2 и спрашивать, почему бы…

TR: не выпустить банкноты номиналами в €1 и €2! Как вы знаете, этот вопрос обсуждается уже много лет. Пресс-релиз о выпуске банкнот низких номиналов вышел в ноябре 2004 г. (http://www.ecb.int/press/pr/activities/bc/html/index.en.html). В прошлом мы проводили глубокие исследования этого вопроса и сделали вывод, который актуален и по сей день: большинство людей не хочет иметь банкноты низких номиналов. Удивительно, но это относится и к таким странам, как Греция и Италия. Несмотря на то, что к нам периодически обращаются с этой просьбой представители, прежде всего, этих стран, общественное мнение еврозоны в целом не поддерживает эту идею.

Что касается банков и инкассаторских компаний, они настроены активно против любых изменений, поскольку от них это потребует крупных инвестиций на новое оборудование для приемки и сортировки новых банкнот.

Учитывая же неизбежные последствия инфляции, думаю, что актуальность этого вопроса чем дальше, тем больше будет падать.

CN : А теперь еще один политический вопрос – на этот раз связанный с кризисом в еврозоне. В прессе появились заявления о том, что наличие на евробанкнотах указания на страну-изготовителя вынудит людей отказываться принимать банкноты, напечатанные в Греции или в других странах, испытывающих экономические проблемы, на том основании, что их стоимость ниже, чем банкнот других стран, особенно если такая страна выйдет из зоны евро. Как вы прокомментируете это мнение? Имеются ли чрезвычайные планы введения двухуровневого евро на случай кризиса валюты?

TR: Серийный номер банкнот серии «Европа» больше не будет включать указание на страну-изготовителя, которое увязано с национальным банком, разместившим заказ на эти банкноты. Евро является законным средством платежа и имеет одинаковую стоимость во всей еврозоне. Все банкноты евро идентичны, поэтому нет никакого смысла показывать, какой именно центральный банк заказывал эти банкноты.

Однако для нас имеет смысл знать, в какой типографии напечатана конкретная банкнота. Поэтому первая литра серийного номера банкнот серии «Европа» теперь будет указывать на конкретную типографию. Информация об этих литерах и соответствующих им типографиях публикуется на сайте ЕЦБ. (http://www.ecb.europa.eu/euro/banknotes/html/index.en.html).

Что же касается вопроса о неких чрезвычайных планах, то я с полной ответственностью заявляю, что таких планов нет. Вообще не существует. Точка.

CN: А как насчет чрезвычайных запасов для удовлетворения непредвиденного спроса или резервных банкнот на случай серьезной атаки на евро?

TR: Конечно, у нас имеются стратегические запасы банкнот, но они созданы не из-за страха перед фальшивомонетчиками, а в логистических целях для удовлетворения случайных кратковременных пиков спроса.

CN: Вернемся, однако, к первой банкноте новой серии. Было осуществлено два мероприятия, которые следовали за объявлением о выпуске: представление основных публичных элементов в ноябре и всего дизайна на специальной церемонии во Франкфурте, а затем фактическое введение в обращение €5 в начале мая. Что можно сказать по поводу рекламной кампании?

TR: Мы проводим многоплановую информационную кампанию, чтобы охватить все заинтересованные стороны: население в целом, розничную торговлю, кассиров, банки и инкассаторские компании.

Мы изготовили и распространили ряд различных информационных инструментов. Один из примеров – отправление-конверт, т.е. брошюра, сложенная по размеру письма и содержащая описание защитных элементов. Таковых было отправлено 3 млн экземпляров в розничные торговые точки. Еще один инструмент – информационные материалы для средств массовой информации, такие как пресс-релизы, наборы для прессы, изображения новой банкноты и видеозаписи.

У каждого центрального банка имеются собственные брошюры, проспекты и разделы на вэб-сайте. Мы создали специальный сайт (http://www.new-euro-banknotes.eu/), электронный обучающий инструмент для специалистов по обработке наличности, а также приложение по евробанкнотам, в том числе серии «Европа». Мы также сняли три видеосюжета, в которых с легким юмором описывается метод «Исследуйте на ощупь, при наклоне, на просвет» и который, мы надеемся, будет распространяться через YouTube и другие каналы.

Кроме того, мы работаем над информационными ресурсами для школьников, такими как Euro Run Competition (http://www.ecb.europa.eu/euro/play/html/index.en.html).

На эту деятельность выделен бюджет в €8,5 млн. Это может показаться слишком большой цифрой, но имейте в виду, что мы должны обеспечить всеми этими материалами 27 разных стран, не только зоны евро, но все страны ЕС, что предусматривает перевод, изготовление и распространение информации на 22 разных языках.

CN: А что за пределами ЕС? Сколько евробанкнот находится в обращении там, и включены ли другие страны мира в планы информационной компании?

TR: По нашим оценкам, 20–25% евробанкнот (в стоимостном выражении) находится в обращении за пределами ЕС – прежде всего в Восточной Европе, СНГ, Северной Африке и на Ближнем Востоке. У нас действует схема удаленного хранилища (Extended Custodial Inventory – ECI). Уже несколько лет такой центр успешно работает в Азии, а недавно еще один открыт в Майами.

Но на других языках мы наши материалы не предоставляем. Мы работаем на 22 языках, включая английский, этого вполне достаточно!

Похожие новости

«Победители конкурса “За выдающиеся достижения в области голографии” (Excellence in Holography) этого года продемонстрировали, что глобальная голографическая индустрия продолжает расширяться, внедрять инновации и находить новые рынки», - заявляет Международная ассоциация производителей голограмм (IHMA), учредитель премии.
Выставки и конференции
Currency Rresearch (CR) представляет объединенное мероприятие, в котором примут участие лидеры валютной индустрии в области политики, стратегии и технологий.
Выставки и конференции
Стремительное развитие банковских и иных, в том числе сложных гибридных финансовых услуг банков в цифровой среде, требует совершенствования нормативного регулирования.
Выставки и конференции
Задача сессии "Стратегические направления регулирования в банковской сфере" VII Банковской юридической конференции - смоделировать в общих чертах картину будущего развития экономики и права на долгосрочный период, что позволит практикующим юристам и научному сообществу осознанно принимать участие в выработке перспективных юридических моделей. Такую точку зрения высказал модератор этой сессии, директор Юридического департамента Банка России Алексей Гузнов.
Выставки и конференции
Форум World Banknote Summit опубликовал подробную программу конференции. В связи с пандемией Covid-19 мероприятие будет проходить в онлайн-формате.
Выставки и конференции