РОЖДЕНИЕ ЕДИНОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ВАЛЮТЫ

30.04.2008

Решение о создании единой европейской валюты было принято Европейским советом (European Council) в начале 90-х гг. «Виртуальные» евро начали «работать» в банках и на фондовых рынках с 1 января 1999 г. Через три года — и именно эта дата, 1 января 2002 г., вошла в историю — евро был официально введен в обращение. Появлению евро на финансовой арене и в кошельках рядовых граждан предшествовали годы кропотливой работы, детального планирования и тщательной подготовки.

Президент Европейского центрального банка Жан-Клод Трише (Jean-Claude Trichet) оценил проделанную работу так: «Представители Европейского центрального банка, центральных банков и правительств стран еврозоны, печатные и монетные дворы, сотрудники банков и торговых учреждений преодолели множество трудностей и справились с немалыми рисками. В итоге введение евро прошло гладко, без особых трудностей, и новые деньги стали неотъемлемой частью нашей жизни. История того, как это все произошло, весьма поучительна и интересна».
Подготовительные мероприятия в области логистики новых банкнот и монет начались уже в 1992 г., но тогда никто еще не знал ни как будут выглядеть новые деньги, ни как они будут называться. Дизайн евробанкнот и евромонет был окончательно утвержден только в 1996 г. Европейским монетарным институтом (European Monetary Institute, EMI), предшественником Европейского центрального банка (European Central Bank, ECB).
ЕЦБ (его штаб-квартира находится во Франкфурте-на-Майне, Германия) был учрежден 1 июня 1998 г., а в сентябре стартовало производство евро. Новые купюры и монеты начали поступать в банки и магазины за четыре месяца до 1 января 2002 г. И к этому сроку были модернизированы все банкоматы и торговые автоматы.
Но самое главное, необходимо было подготовить людей к появлению евро: показать, как будут выглядеть новые деньги, и объяснить, каким образом они будут обмениваться на традиционные валюты европейских стран. В информационной кампании участвовали все средства массовой коммуникации: телевидение, печатные издания, Интернет. Правительства и центральные банки, общественные и коммерческие организации и даже добровольцы обеспечивали поддержку ЕЦБ.

Название, символ и номинальный ряд
Прежде всего, новой европейской валюте необходимо было дать имя и придумать «лицо». Название должно было соответствовать европейскому происхождению денег, но не вызывать ассоциации с валютой той или иной страны Европы. Требовалось его одинаковое написание на всех языках, учитывая разные алфавиты, и легкое произношение. После того как родилось название новой валюты — «евро», в Европейском монетарном институте задумались о ее графическом символе — простом, красивом и тоже выдержанном в «общеевропейском» духе. На объявленный EMI конкурс было представлено 30 вариантов. Из них сначала выбрали 10 и провели опрос общественного мнения, в результате чего осталось всего два варианта. Окончательный выбор сделали президент Европейской комиссии Жак Санте (Jacques Santer) и Ив-Тибо де Сильги (Yves-Thibault de Silguy), бывший в то время комиссаром по экономике и финансам.
Знак евро воспроизводит греческую букву «эпсилон» — это прямая отсылка к древней культуре, называемой колыбелью европейской цивилизации. И разумеется, с буквы «Е» начинается слово «Европа». Две горизонтальные параллельные линии, пересекающие знак, призваны символизировать устойчивость новой валюты. Официальная аббревиатура EUR зарегистрирована Международной организацией по стандартизации (ISO).
По решению Экономического и финансового совета Европейского союза номиналы евро были выбраны в соответствии с принятой в большинстве мировых валют последовательностью 1:2:5: 1, 2, 5; 10, 20, 50; 100, 200, 500 евро. Эта же последовательность сохранена и для евроцентов: 1, 2, 5 центов; 10, 20, 50 центов. При этом граница между монетами и банкнотами была установлена следующим образом: монетой самого высокого достоинства стали 2 евро, а банкнотой самого низкого номинала — 5. Отказ от выпуска банкнот очень высокого и очень низкого номиналов был мотивирован нежеланием создавать широкий номинальный ряд и усложнять процесс употребления и хранения купюр.

Разработка дизайна банкнот
Очевидно, что привлекательный внешний вид банкнот является вторым по значимости фактором после их «сопротивляемости» подделкам. Поэтому отношение к вопросам дизайна будущей валюты было очень серьезным. И действительно, евро должны были иметь одинаковый успех у жителей разных стран — и хотя все они расположены на европейском континенте, культурные традиции в каждой из них свои. Для того чтобы деньги принимали везде и не делили их на «свои» и «чужие», они не должны были иметь национальных признаков.
Итак, в ноябре 1994 г. Совет Европейского монетарного института поручил консультативной группе разработать темы изображений на банкнотах. Группа состояла из главных кассиров национальных центральных банков и директоров печатных дворов, а также специалистов по истории, искусству, психологии, дизайну вообще — и, в частности, банкнот. Из предложенных ею тем совет в июне 1995 г. выбрал две: «Эпохи и стили Европы» и «Абстракция/современный дизайн». Идея первой темы заключалась в том, чтобы подчеркнуть общность культурного наследия народов Европы в мировом масштабе. Тема «Современный дизайн» предполагала изображение геометрических фигур и использование нефигуративных элементов, что давало художникам большую свободу и в то же время позволяло включить более широкий набор элементов защиты, таких, как голограммы и чернила, изменяющие цвет.
Кроме того, совет пришел к заключению о том, что единственными надписями на банкнотах должны быть начальные буквы European Central Bank и название валюты.
Для первой темы в соответствии с последовательностью семи номиналов были определены семь периодов: для банкноты номиналом в 5 евро — классический (греко-римский), для 10 — романский (XI-XII вв.), для 20 — готический (XIII-XIV вв.), для 50 — Ренессанс (XV-XVI вв.), для 100 — барокко и рококо (1600—1750), для 200 — век железа и стекла (1850—1914) и для банкноты с самым высоким номиналом, в 500 евро, — XX в.
В спецификациях объемом 30 листов были окончательно сформулированы все требования к банкнотам: привлекательность, узнаваемость, сопротивляемость подделкам, определенное расположение элементов защиты, цвета и т. д. 12 февраля 1996 г. документ был опубликован Европейским монетарным институтом.
Дизайнеров банкнот номинировали на конкурс центральные банки всех стран еврозоны, за исключением Дании. В течение семи месяцев они должны были предоставить Совету Европейского монетарного института проекты банкнот семи номиналов по одной или обеим темам.
К 13 сентября 1996 г. 29 дизайнеров и дизайнерских групп представили 27 проектов по первой теме и 17 по второй. По результатам анонимного отбора жюри, состоявшее из независимых экспертов в области маркетинга, дизайна и истории искусства, назвало пять лучших проектов по каждой теме. Критериями отбора стали: наличие творческого подхода, эстетичность, стильность, функциональность и предполагаемое одобрение рядовых граждан. Фактором первостепенной важности был общеевропейский «дух». Любая демонстрация национальных особенностей исключалась.
В категории «Эпохи и стили Европы» второе место занял проект художника из Австрии Роберта Калины (Robert Kalina). (Справка БСМ: Р. Калина родился в 1955 г., окончил Высшую школу графики по специальности «Дизайн банкнот». В качестве штатного дизайнера Национального банка Австрии принимал участие в создании национальной валюты — австрийских шиллингов. Сегодня в его честь австрийцы называют евро «калинами» («Kalinas»), заслуженно гордясь знаменитым соотечественником.)
По мнению жюри, проект Калины «идеально представлял европейские деньги» и выигрывал за счет выбора интересных и значительных архитектурных тем, хотя и использовал только одну главную идею.
Кроме жюри, проекты банкнот рассматривала рабочая группа EMI; ее представители оценивали и стоимость проекта, и степень безотходности производства, и потенциальную защищенность купюр.
В октябре 1996 г. десять отобранных жюри проектов были представлены на суд общественного мнения в странах, которые собирались войти в зону обращения евро. Агентство Gallup оп-росило 1896 человек в возрасте от 15 до 86 лет. Из них 35% назвали самой красивой серию банкнот по теме «Современный дизайн», разработанную Марике Дегризе (Maryke Degryse), и только 25% — серию Р. Калины «Эпохи и стили Европы». В то же время 76%, то есть большинство опрошенных, заявили, что банкноты Калины лучше выражают смысл понятия «Европа». Самое притягательное в них — это изображения архитектурных сооружений. Именно они несут идею общности европейской культуры — многоликой, уникальной и динамичной. И если мосты служат символом общения между европейцами и между Европой и всем миром, то изображения окон и ворот означают дух открытости и сотрудничества.
И еще одна немаловажная деталь — респонденты не сомневались, что перед ними именно деньги, а не другой вид печатной продукции.
В декабре 1996 г. все 44 проекта были анонимно представлены на рассмотрение членов Совета EMI, уже проинформированных о результатах голосования жюри и общественного опроса и о технических замечаниях рабочей группы. Члены совета без колебаний отдали пальму первенства серии «Эпохи и стили Европы» Роберта Калины. Решение было объявлено 16 декабря 1996 г. на двух происходивших параллельно конференциях: во Франкфурте — президентом EMI Александром Ламфалюсси (Alexandre Lamfalussy) и в Дублинском Европейском совете президентом Центрального банка Нидерландов Виллемом Ф. Дуйзенбергом (Willem F. Duisenberg).

Дизайн монет
Отбор проектов монет и банкнот происходил параллельно. По требованиям Европейской комиссии все монеты должны были иметь общую, то есть «европейскую», и «национальную» стороны. На конкурс требовалось представить эскизы всего номинального ряда монет для «европейской» стороны по одной из трех тем: архитектурно-декоративный стиль, цели и задачи Европейского союза, выдающиеся деятели Европы.
В марте 1997 г. коллегия, составленная из представителей общественности и независимых экспертов в
области искусства, прикладного дизайна и нумизматики и возглавляемая генеральным секретарем Европейской комиссии, выбрала из 36 серий проектов 9. Решение жюри учитывало, кроме того, мнение директоров европейских монетных дворов относительно возможностей чеканки больших объемов монет.
В июне 1997 г. Европейский совет в Амстердаме назвал победителя — Люка Люика (Luc Luycx), дизайнера Бельгийского королевского печатного двора. Еще до принятия этого решения его проект был назван лучшим большинством (64%) участников опроса общественного мнения.
На «общей» стороне евромонет изображен в разных видах европейский континент; при этом «в кадр» попали только те острова и архипелаги, площадь которых больше 2500 и 5000 км2 соответственно. Разработка дизайна «национальной» стороны находится в ведении правительства каждого государства. Единственными общими для всех элементами являются дата чеканки и 12 звезд, символизирующих Европейский союз. (От редакции. В 2007 г. в связи с принятием в еврозону новых государств дизайн монет евро изменился.)
В то время как на монетах государств-монархий, по традиции и в соответствии с общественным устройством, чеканятся портреты царствующих монархов, монеты государств с республиканским устройством отличаются большим постоянством. В частности, изображение кельтской арфы, для выбора которой не понадобилось даже проводить конкурс, едва ли когда-нибудь исчезнет с реверса ирландских монет.
Монеты чеканят национальные правительства стран еврозоны; они же отвечают за их технические характеристики и дизайн. ЕЦБ определяет общее количество монет к выпуску и является независимым оценщиком их качества.

Окончательное оформление внешнего вида банкнот
Анализируя новые банкноты с точки зрения возможности печати, члены рабочей группы предложили внести некоторые изменения технического характера, касающиеся в основном расположения элементов защиты. Например, защитная нить первоначально проходила по вертикальной оси, являющейся основной линией сгиба купюры. Ее решили перенести, чтобы снизить риск повреждения банкноты в процессе использования.
Кроме того, чтобы новые банкноты были сразу и безоговорочно приняты во всех странах Европейского союза, члены рабочей группы сочли целесообразным изменить и некоторые художественные детали. В частности, исключалась любая конкретизация изображенных на банкнотах архитектурных сооружений. Мосты, окна и ворота должны были быть типичными для определенной эпохи и достоверными с точки зрения техники, но не вызывать ассоциаций с той или иной страной — иначе это усложнило бы хождение банкноты в других.
Изображение карт Европы тоже вызвало ряд вопросов — например, об использовании разных проекций или карт, составленных в разные эпохи. К сожалению, на некоторых старых картах Европу иногда трудно узнать. В конце концов члены рабочей группы пришли к заключению об использовании фотографий, сделанных со спутников. Обсуждались также географические границы и степень детализации изображаемой территории. В карту были включены острова и территории площадью не менее 400 км2. Этот предел установили в связи с требованиями крупносерийной офсетной печати.
В июле 1997 г. окончательные варианты проектов банкнот были обнародованы, однако вплоть до августа 2001 г. информация об элементах защиты не публиковалась, чтобы фальшивомонетчики не смогли воспользоваться секретной информацией до поступления банкнот в обращение. Именно поэтому на представленных публике образцах элементы защиты и дизайна были нарочно искажены: например, изображение флага Евросоюза напечатали черно-белым.
И еще одна очень важная деталь: при создании евро большое внимание уделялось тому, чтобы банкноты были удобными для слепых. Во-первых, все банкноты имеют разные размеры. Во-вторых, некоторые элементы (например, цифры, обозначающие номинал) отпечатаны способом глубокой печати. О людях с плохим зрением тоже позаботились: банкноты разных номиналов имеют контрастные цвета, а цифры номиналов изображаются большим кеглем.

Банкноты-прототипы
Печать банкнот-прототипов, целью которой было выяснить возможности производства купюр одинакового качества, началась в 1997 г. На этом этапе отрабатывались технологии, примененные затем в крупномасштабном производстве. Поскольку дизайн банкнот еще не утвердили окончательно, печатали банкноты разных образцов, но с одинаковыми элементами защиты. Основным цветом был коричневый, размеры — 140 х 77 мм (теперь это размеры банкноты номиналом в 50 евро). Желая избежать путаницы с окончательным вариантом дизайна, на банкнотах напечатали цифры «00». Основной темой изображения стал портрет, и этот же портрет присутствовал на банкнотах в качестве водяного знака. Печатались два прототипа: один — с блестящей полосой и полосовой голограммой, а другой — с локальной голограммой «TEST» и изображением с изменяющимся цветом «00» на оборотной стороне.
Банкноты-прототипы были исследованы и оценены как экспертами, так и представителями общественности. Первые нашли только незначительные различия между банкнотами, произведенными на разных печатных дворах. Эти недостатки устранили после уточнения технических требований и настройки оборудования. «Конечным пользователям» купюры показались абсолютно одинаковыми. В начале 1998 г. Совет EMI утвердил общие спецификации. Необходимо было принять решение о том, где какие номиналы будут печататься. В большинстве случаев за каждый номинал отвечали два производства — лицевая и оборотная стороны печатались на разных предприятиях. К концу 1998 г. все функции между участниками производства были распределены.

«Производство с нуля»
Банкноты утвержденного образца с полным набором элементов защиты начали выпускать небольшими партиями с сентября 1998 г. Каждый номинал печатался по крайней мере на двух предприятиях, а банкнота номиналом в 20 евро — на девяти, в связи с ожидаемым высоким спросом. Перед «производством с нуля» были поставлены следующие задачи: удостовериться в том, что оно удовлетворяет общим требованиям, уточнить эти требования, разработать процедуру приемки банкнот у предприятий и убедиться в том, что система управления качеством обеспечивает идентичность продукции. Произведенные банкноты проверялись как визуально (на глаз), так и при помощи лупы, а также сортировались в условиях лаборатории и при помощи высокоскоростных счетных машин. В итоге специалисты пришли к заключению о том, что все печатные дворы могут производить банкноты в соответствии с едиными стандартами. К этому времени общие спецификации превратились в «Технические спецификации» для каждого из семи номиналов — 200 страниц данных, графиков и рисунков, включая банкноты для сверки и образцы химических и физических тестов для проверки устойчивости банкнот к воздействию солнечного света, стирального порошка, а также их прочности на разрыв, на изгиб и на сминание.

Бумага для евро
Бумага для евробанкнот производится из высококачественного хлопкового сырья и обладает улучшенными, по сравнению с обычной, физическими и механическими свойствами. На первом этапе сырье обесцвечивается в водном растворе едкого натра и перекиси водорода под высоким давлением и при высокой температуре, а затем окрашивается в нужный тон.
На втором этапе повышается качество волокон: их разрезают и «растрепывают», чтобы они стали более короткими и тонкими. При этом необходимо соблюсти точное соотношение длины и толщины: бумага из слишком коротких волокон будет непрочной, а из слишком тонких — «непрозрачной», то есть не пригодной к производству водяных знаков.
Третий этап — это производство собственно бумаги на круглосеточной машине, где полотно формируется на вращающейся цилиндрической сетке. В процессе производства в бумажную массу добавляются наполнители, улучшающие ее физические и химические свойства.
В ходе четвертого, заключительного, этапа бумажные рулоны нарезаются на листы, готовые к печати. На каждом листе умещается от 24 до 60 банкнот.
В 2001 г. в производстве бумаги для евро приняли участие девять бумажных фабрик Европы.

Выпуск банкнот
К 1 января 2002 г., дате введения евро в обращение, банкноты выпустили все печатные дворы Европы — 15 предприятий, из которых три находились в Германии, два во Франции, одно в Великобритании и девять — в остальных странах Евросоюза, по одному в каждой, за исключением Люксембурга.
Производство началось в 1999 г. на предприятиях в Бельгии, Франции, Германии, Италии, Голландии и Испании, выпустивших эталонные банкноты всех семи номиналов. После утверждения ЕЦБ продукция всех остальных печатных дворов должна была соответствовать этим стандартам. Некоторые страны включились в процесс производства новых банкнот гораздо позже; в частности, Греция начала печатать евро в конце 2000 г.

Подробную информацию о дизайне и защитных элементах евро см.: " ЕВРО — денежные знаки Европейского союза: Обращение. Обмен. Фальсификации": справочное пособие. — 6-е изд., испр.
и доп. — М.: ИнтерКрим-пресс, 2008. — 96 с., цв. ил. — (Валюты мира).

ОТ РЕДАКЦИИ:
В следующих номерах мы продолжим рассказ о малоизвестных фактах из истории единой европейской валюты. Тема эта, на наш взгляд, вдвойне интересна, так как через несколько лет ожидается запуск в оборот новой серии европейских денег — так называемых банкнот евро «второго поколения». Директор Банкнотного управления Европейского центрального банка Анти Хейнонен (Anti Heinonen) в эксклюзивном интервью журналу «БСМ» заявил: «Я думаю, наиболее реальные даты замены серии евробанкнот — это 2010—2011 гг.». Какой дизайн будет иметь новая банкнотная серия? Какие современные средства защиты получат новые евробанкноты?
Обо всем этом мы планируем оперативно информировать подписчиков «БСМ» в 2008 г. Следите за нашими публикациями!


Похожие новости

«Победители конкурса “За выдающиеся достижения в области голографии” (Excellence in Holography) этого года продемонстрировали, что глобальная голографическая индустрия продолжает расширяться, внедрять инновации и находить новые рынки», - заявляет Международная ассоциация производителей голограмм (IHMA), учредитель премии.
Выставки и конференции
Currency Rresearch (CR) представляет объединенное мероприятие, в котором примут участие лидеры валютной индустрии в области политики, стратегии и технологий.
Выставки и конференции
Стремительное развитие банковских и иных, в том числе сложных гибридных финансовых услуг банков в цифровой среде, требует совершенствования нормативного регулирования.
Выставки и конференции
Задача сессии "Стратегические направления регулирования в банковской сфере" VII Банковской юридической конференции - смоделировать в общих чертах картину будущего развития экономики и права на долгосрочный период, что позволит практикующим юристам и научному сообществу осознанно принимать участие в выработке перспективных юридических моделей. Такую точку зрения высказал модератор этой сессии, директор Юридического департамента Банка России Алексей Гузнов.
Выставки и конференции
Форум World Banknote Summit опубликовал подробную программу конференции. В связи с пандемией Covid-19 мероприятие будет проходить в онлайн-формате.
Выставки и конференции