BnEI объединяет усилия отрасли в борьбе с недобросовестной конкуренцией и неэтичным поведением

BnEI объединяет усилия отрасли в борьбе с недобросовестной конкуренцией и неэтичным поведением

04.07.2019

Мы с большим интересом следим за работой Banknote Ethics Initiative – международной некоммерческой организации, выступающей за высокие этические стандарты ведения бизнеса и предотвращение коррупции в банкнотном производстве. В российской прессе практически отсутствуют публикации, касающиеся ее деятельности. Хотелось бы восполнить этот досадный пробел. Корреспондент журнала «Банкноты стран мира» побеседовал с Антти Хайноненом, «легендой» валютной отрасли, председателем некоммерческой организации Banknote Ethics Initiative.

Корр.: Добрый день, г-н Хайнонен! Насколько нам известно, о запуске Banknote Ethics Initiative официально было объявлено на Currency Conference в Афинах, в мае 2013 г. Если возможно, то для тех наших читателей, кто еще по каким-то причинам незнаком с данной инициативой, расскажите немного об истории создания проекта.

А.Х.: Идея объединения усилий в борьбе с недобросовестной конкуренцией и неэтичным поведением на рынке банкнот была поднята среди некоторых лидеров отрасли в 2012 г. После доработки основных «строительных блоков» – Кодекса деловой этики и Основ аудита (Code of Ethical Business Practice and the Audit Framework) – и согласования структуры управления в качестве некоммерческой ассоциации в соответствии с законодательством Бельгии Banknote Ethics Initiative (BnEI) была запущена в мае 2013 г. BnEl функционирует подобно другим ассоциациям, ее высшим директивным органом является Генеральная ассамблея, которая назначает Комитет представителей. Комитет представителей выбирается на основе регулярной ротации кадров и управляет BnEI в промежутке между ежегодными Генеральными ассамблеями.

Первые компании получили аккредитацию BnEI после комплексного аудита в феврале 2014 г. С тех пор уже 14 компаний успешно завершили аудит BnEl и были аккредитованы независимым Аккредитационным советом (Accreditation Council) BnEl. Помимо этого, в данный момент процесс аккредитации проходят еще две компании.

Корр.: Каковы были предпосылки для создания Banknote Ethics Initiative – в плане предотвращения коррупции и соблюдения требований антимонопольного законодательства в банкнотной индустрии?

А.Х.: Деятельность BnEl сильно завязана на природе банкнотной индустрии. Насколько мы знаем, это глобальная отрасль, продуктом которой являются банкноты, а они используются в каждой стране мира. Данная отрасль характеризуется высоким уровнем концентрации. Кроме того, выпуск банкнот требует постоянных затрат на производство, что подразумевает масштабную экономию средств и конкурентное давление со стороны поставщиков, что в свою очередь увеличивает риск возникновения взяточничества / коррупции со стороны спроса. Из-за глобальной природы индустрии при продаже продуктов вместо компаний часто фигурируют агенты и посредники, которые используют свои собственные отделы продаж. Деятельность посредников же в свою очередь признана одним из самых серьезных факторов риска коррупции.

Эти неотъемлемые риски и некоторые коррупционные исследования побудили BnEI официально заявить от имени валютной отрасли, что она ответственно воспринимает данные риски и отвечает на них разработкой взаимосогласованного набора проверенных стандартов с целью обеспечения «равных условий игры».

Корр.: С какими трудностями вам пришлось столкнуться на начальном этапе деятельности BnEI?

А.Х.: Запуск BnEl был воспринят весьма позитивно со стороны центральных банков. Несколько центральных банков и их главные кассиры выразили желание поддержать BnEl. Учитывая, что легитимные члены BnEI были определены как производители банкнот и поставщики компонентов, оборудования или услуг для их производства, мы разработали для центральных банков несколько способов для выражения своей поддержки целям BnEI.

Естественно, следующим вопросом было повышение осведомленности о BnEI и важности деловой этики среди всего банкнотного сообщества. Поэтому мы проводим презентации о работе BnEI на различных конференциях и семинарах, а также двусторонние переговоры с компаниями и центральными банками.

Корр.: Члены BnEI должны придерживаться строгого кодекса этической деловой практики. Все организации, подписавшие кодекс, должны получить аккредитацию после прохождения оценки, проведенной сторонним аудитором. С какой периодичностью необходимо проходить аудит, и как было принято решение именно об этой периодичности? Это платная услуга?

А.Х.: При подписании Кодекса компания должна продемонстрировать признание и приверженность восьми принципам деловой этики. Эти принципы следующие: лидерство, ответственность, политика и процедуры, должная осмотрительность, обучение, декларация о соответствии, внутренний мониторинг и внешняя оценка компании.

Ожидается, что после подписания Кодекса компания будет проверена и аккредитована в течение 12 месяцев. Аудит занимает от 12,5 до 23,5 человеко-дня в зависимости от того, сколько у компании филиалов. Он выполняется двумя независимыми оценочными компаниями – GoodCorporation и KPMG Brussels. Последовательность проверок обеспечивается ограниченным количеством аудиторов в указанных компаниях. Однако им также разрешается привлекать к проведению проверок своих местных сотрудников. Аудит оплачивается компанией напрямую фирме-оценщику без участия BnEI.

Полный аудит повторяется каждые три года. В течение этого трехлетнего периода, в зависимости от результата аудита, аккредитованные участники высылают подтверждающие письма или производят контрольные посещения. Установленная трехлетняя частота основана на практике.

Корр.: Сейчас на сайте BnEI указано, что успешно аккредитовано 12 компаний. Членство в BnEI открыто для всех поставщиков банкнотной индустрии, независимо от их размера или опыта. Но подготовка к любому аудиту – довольно трудозатратная процедура. А какие преимущества членство в BnEI дает поставщикам?

А.Х.: Да, аудиты весьма трудозатратны, но они также имеют и явные преимущества. Прежде всего, аккредитация BnEI дает гарантии правлению и высшему руководству, что компания соответствует самым высоким отраслевым стандартам. Если процедуры и системы контроля компании оказываются надежными и она получила аккредитацию, то инциденты могут возникнуть только в результате деятельности недобросовестных сотрудников или агентов. Это приведет к дисциплинарному взысканию, вплоть до увольнения сотрудника, и не обязательно ухудшит репутацию компании. Кроме того, в случае расследования аккредитация BnEI может служить доказательством прокурорам и судам в том, что организация предприняла существенные шаги для предотвращения коррупции.

Кроме того, в Руководстве по аудиту (Audit Guidance Manual) BnEI представлены лучшие практики и указаны соответствующие процедуры. Кроме того, совместная инициатива обеспечивает более комфортабельные условия тем, что компания не «действует в одиночку», и гарантирует, что ее ключевые субподрядчики также достигли общего высокого стандарта.

Наконец, BnEI служит форумом для разработки лучших этических норм в соответствии с требованиями общества. Общественные ожидания постоянно меняются, именно поэтому сопутствующая документация время от времени обновляется. Недавнее обновление было специально сфокусировано на установлении подробных критериев подтверждения уровней вознаграждения агентов.

Корр.: Какова роль центральных банков в поддержке инициативы и установлении высоких этических стандартов ведения бизнеса в банкнотной отрасли? Насколько активную позицию занимают эмитенты в этом вопросе?

А.Х.: Совместные действия производителей банкнот и центральных банков являются инновационным и мощным инструментом, который помогает добиваться справедливых, эффективных и рентабельных закупок. Центральные банки могут поддержать цели BnEI с помощью ряда мер. Как вы упомянули, они могут заявить о своей поддержке на веб-сайте BnEI (http://www.bnei.com/). В настоящее время это сделали 40 центральных банков со всех континентов. Таким образом, центральные банки сигнализируют о своей моральной поддержке деловой этики и здорового и безопасного рынка банкнот. Центральные банки также могут рассмотреть возможность подписания какой-либо формы Пакта добропорядочности для банкнотных закупок или включить аккредитацию в BnEI (или аналога) в перечень квалификационных требований к участникам тендера. Роль центральных банков как клиентов имеет решающее значение для повышения этических стандартов в отрасли. Мы наблюдаем хороший прогресс, но центральным банкам еще есть куда стремиться.

Корр.: Каким образом BnEI доносит до общего сведения примеры лучшей практики организации закупок в банкнотной сфере? Какие инструменты BnEI предлагает центральным банкам?

А.Х.: BnEI сотрудничает с Базельским институтом управления (Basel Institute on Governance) для адаптации инструментов продвижения транспарентности и предотвращения коррупции в государственных закупках. Эти инструменты могут быть адаптированы к законодательной базе разных стран и отраслевым спецификациям. Данная услуга предоставляется центральным банкам бесплатно как заинтересованным сторонам. Пакт добропорядочности является одним из этих инструментов.

Корр.: Вы упомянули Пакт добропорядочности (An Integrity Pact), разработанный для использования центральными банками и другими государственными организациями в своих тендерных заявках. Расскажите подробнее об этом документе.

А.Х.: Пакт добропорядочности – это соглашение между участниками торгов, конечным клиентом и наблюдателем. Его цель – обеспечение чистого, прозрачного и справедливого проведения тендера. С 1990-х гг. Пакты добропорядочности помогли предотвратить коррупцию в сфере государственных закупок в более чем 20 странах в целом ряде секторов. В некоторых странах они используются во всех публичных тендерах выше определенной стоимости. BnEI считает, что прозрачность процесса закупки банкнот можно повысить, и поэтому настоятельно призывает центральные банки поближе познакомиться с ее деятельностью, чтобы узнать больше о новых возможностях, при этом не накладывая на себя никаких обязательств.

Корр.: Возникает вопрос, а имеет ли право заказчик, к примеру, центральный банк при объявлении тендера указывать принятие компанией-исполнителем Banknote Ethics Initiative как обязательное условие для допуска к участию в тендере? Не будут ли здесь ущемлены права производителей, не подавших заявку на прохождения аудита BnEI?

А.Х.: BnEI предлагает центральным банкам наглядное Руководство по аудиту, которое позволит им лучше понять процесс аккредитации BnEI. Руководство также предоставляет центральным банкам возможность требовать, чтобы в процессе подачи заявок эти этические критерии были соблюдены всеми участниками торгов. Я не вижу никаких нарушений в том, что центральные банки требуют от своих поставщиков соблюдения этических норм ведения бизнеса. Некоторые центральные банки уже используют эти критерии, и, судя по полученным от центральных банков отзывам, мы ожидаем рост числа участников в будущем.

Корр.: Международная организация по стандартизации (ИСО) недавно разработала новый стандарт ИСО 37001, призванный помочь организациям бороться со взяточничеством и содействовать формированию этической деловой культуры. Новый стандарт широко охватывает принципы и процессы, необходимые для защиты организации от взяточничества и коррупционного риска. Как и большинство стандартов, ИСО 37001 предназначен для общего применения в организациях любого типа, сталкивающихся с возможным коррупционным риском.

Как данный стандарт применяется для банкнотной индустрии?

А.Х.: Очевидно, это хорошая новость для всего банкнотного сообщества, что все больше компаний сертифицируют себя в рамках BnEI или ISO 37001. Однако Руководство по аудиту BnEI и Стандарт ISO 37001 – это разные нормы, которые расходятся по ряду тем и сфер применения. Руководство BnEI было разработано специально для банкнотной индустрии и было адаптировано с учетом рисков и практики в этой отрасли. В то время как стандарт ISO был разработан для всех субъектов государственного и частного секторов.

Наиболее важным отличием является и то, что в ходе аудита BnEl активно используется антимонопольное законодательство. Ведь коррупционные риски также могут возникнуть из-за сговора в процессе закупок. В то время как ISO полностью исключает антимонопольное законодательство. Кроме того, BnEI занимается не только предотвращением коррупции или соблюдением антимонопольного законодательства, она также позволяет выявлять ряд недобросовестных методов ведения бизнеса на рынке банкнот.

Корр.: BnEI существует уже шесть лет. Как, на ваш взгляд, за это время изменилась отрасль с точки зрения прозрачности организации закупочных процедур? Отслеживает ли BnEI факты коррупции? Заметны ли какие-то положительные сдвиги?

А.Х.: Я думаю, независимо от того, является ли компания членом BnEI или нет, существует общее мнение, что BnEI оказала значительное влияние на рыночное поведение. BnEI разработала процедуры для отслеживания и сообщения о любых подозрениях, которые могут поставить под угрозу репутацию или доверие к BnEI. Также BnEl установила систему информирования о нарушениях среди участников инициативы. И в данном вопросе явно прослеживается положительная динамика. Обеспечение добросовестности при закупке банкнот отвечает интересам всех: потому что это повышает доверие к государственным институтам, повышает конкуренцию среди участников торгов и создает равные для них условия.

Корр.: Как в целом вы оцениваете роль BnEI, и в каком направлении планируете ее дальнейшее развитие?

А.Х.: Наше видение – это полная интеграция BnEl в индустрию банкнот. Как я уже отметил ранее, BnEl способна полностью устранить любое недобросовестное поведение на рынке банкнот. Для исключения репутационного риска для центрального банка, в случае если один из его поставщиков окажется объектом коррупционного расследования, эмитенты должны требовать, чтобы их поставщики были аккредитованы в соответствии с этическими нормами ведения бизнеса. И здесь нам предстоит еще очень много работы.

Корр.: Указывается ли в качестве будущих задач BnEI развитие саморегулирования отрасли, если да, то в каком формате?

А.Х.: BnEI является саморегулирующейся структурой отрасли в смысле создания непротиворечивых высоких стандартов индустрии. При этом Кодекс BnEI основан на лучших передовых практиках, а Структура аудита была разработана внешней компанией. Кроме того, две сотрудничающие с нами независимые аудиторские фирмы также проводят оценку предприятий в других отраслях. Затем компании, поддерживающие BnEI, сравниваются ими со всеми другими компаниями, которые подвергаются их аудиту. Это служит отличной гарантией того, что BnEI не будет рассматривать свои «домашние» разработки выше других и не станет слишком изолированной от того, что составляет хорошую этическую практику.

Корр.: Г-н Хайнонен, позвольте поблагодарить Вас за содержательную беседу и пожелать дальнейшей успешной работы! Нет сомнения в том, что она будет проведена на самом высоком уровне, а валютная отрасль и все пользователи наличных денег исключительно выиграют от воплощения в жизнь данной инициативы.

Беседовал Роман Гуреев

Похожие новости

Через 2 месяца, 4-5 февраля 2025 г., в Москве пройдет XXV Международный форум iFin-2025 «Электронные финансовые услуги и технологии» – https://forumifin.ru/, организованный компанией «АйФин Медиа» при поддержке Ассоциации российских банков (АРБ). Форум проводится с 2001 года и является главным мероприятием в России, посвященным ДБО, электронному банкингу и современным дистанционным финансовым услугам и технологиям, а также внутренней автоматизации и интеграции с внешними системами, которые обеспечивают быстрое и эффективное обслуживание клиентов.
Выставки и конференции
3 декабря в Старт Хабе на Красном Октябре состоялся форум CX FinTech Day, где лидеры финтех-рынка поделились кейсами внедрения технологий, меняющих мир взаимодействия с клиентом.
Выставки и конференции
Усложнение банковских продуктов, ужесточение регулирования потребительского кредитования ежегодно делает актуальным вопрос балансировки интересов банков и заемщиков. Поиску этого баланса будет посвящен круглый стол «В поисках баланса интересов банка и клиента», который пройдет в рамках Х Банковской юридической конференции 18-19 декабря. Модератором круглого стола выступит начальник управления по связям с органами государственной власти Альфа-банка Олег Иванов.
Выставки и конференции
28 ноября 2024 года в Ташкенте состоялся Международный форум финансовых инноваций FINNEXT Asia, организованный компанией «Регламент». На мероприятии собрались топ-менеджеры и руководители из ключевых компаний финансовой системы Узбекистана, России и стран Центральной Азии.
Выставки и конференции
Влияние на экономику и социум более широкого оборота данных, использования искусственного интеллекта, внедрения цифрового рубля, перехода на облачные технологии, новых киберрисков требует концептуального осмысления и построения целевых моделей, считает президент Ассоциации банков России Анатолий Козлачков. Эти вопросы станут предметом панельной дискуссии о регулировании финансовых технологий на Х Банковской юридической конференции 18-19 декабря 2024 года.
Выставки и конференции