
Цифровой рубль принесет экономике РФ 260 млрд рублей в год
18.08.2025Согласно аналитическому обзору Национального рейтингового агентства (НРА), масштабное внедрение цифрового рубля, стартующее в сентябре 2026 года, к 2031 году сможет обеспечивать экономике РФ до 260 млрд рублей дополнительного дохода в год. Банковский сектор при этом получит до 50 млрд рублей ежегодно.
«На горизонте 2029-2031 года экономический эффект для экономики может вырасти до 200-260 млрд рублей в год, при этом эффект для банков может приблизиться к 40-50 млрд рублей, а эффект уже будет более равномерно распределяться по всей экономике», — говорится в документе НРА.
В первые годы после запуска цифрового рубля ожидается экономический эффект в размере 30-50 млрд рублей в год для бизнеса и 5-8 млрд рублей для банков. Однако на начальном этапе кредитные организации могут столкнуться с оттоком клиентов и снижением доходов из-за сокращения кешбэка. В пессимистичном сценарии с 2027 года банковская система может недополучить 45-95 млрд рублей комиссионных доходов, что составит 8-10% от совокупной чистой прибыли сектора.
К 2029 году положительный эффект от цифрового рубля станет более сбалансированным. Затраты банков на технологическую интеграцию оцениваются в 200-300 млн рублей на одну организацию, а общие инвестиции банковского сектора могут достичь 30-50 млрд рублей.
Эксперты НРА выделяют несколько ключевых рисков:
- Рост стоимости фондирования из-за перетока средств на счета цифрового рубля в ЦБ;
- Сокращение пассивной базы, которая приносит банкам доход в условиях высоких ставок;
- Давление на комиссионные доходы от традиционных платежных услуг.
Дополнительной угрозой в среднесрочной перспективе может стать развитие квантовых вычислений, способных создать инструменты для взлома защитных механизмов цифрового рубля и манипуляций с историей транзакций.
Потенциальные выгоды для банков
После полного внедрения цифрового рубля банки смогут ежегодно получать от 17 до 61 млрд рублей дополнительных доходов за счет:
- комиссий от новых продуктов на основе смарт-контрактов;
- снижения затрат на привлечение клиентов благодаря таргетированному маркетингу;
- оптимизации межбанковских операций через инфраструктуру Банка России;
- развития услуг по управлению корпоративной ликвидностью.
Источник: ТАСС