Металлографский и рельефный способы печати: сопоставление технологических особенностей оттисков
08.10.2013Оглавление
Металлографский и рельефный способы печати: сопоставление технологических особенностей оттисков
Анатолий ГЕРЦЕН, аспирант,
Московский государственный университет печати
Вот уже более ста лет основным способом печати банкнот является металлография – интаглио (от ит. «intaglio» – резать, гравировать). Все это время техника и технология совершенствовались. Неизменным оставался лишь процесс нанесения краски на форму, включающий истирание краски с пробельных элементов. Истирание представляет собой процесс удаления краски с поверхности формы (с пробельных элементов), основанный на противоходе истирающей поверхности относительно формы. По сути, процесс нанесения краски на форму в металлографии повторяет ручное нанесение краски в офортной печати, известной в Европе еще с XV в. и являющейся станочным аналогом металлографии. Неоднократно предпринимались попытки изменить процесс нанесения краски на форму в металлографской печати с целью исключения процедуры истирания, которое, по сути, является техническим атавизмом. Наиболее известным результатом таких попыток явилось появление «классической» глубокой ракельной печати, которая получила широкое распространение в полиграфии, но оттиски которой утратили характерные особенности металлографской печати. В связи с вышеизложенным определенный интерес представляет рельефный способ печати – скринтаглио (от англ. «screen» – трафарет и ит. «intaglio» – см. выше). Данный способ печати появился сравнительно недавно, поэтому представляется целесообразным рассказать о его достоинствах.
Способ рельефной печати представляет собой естественное развитие металлографской печати. В обоих случаях речь идет о печати высокого натиска (давление печати). Отличаются они способом подачи краски на форму. В металлографии краска подается на поверхность формы сверху с последующим ее истиранием с пробельных элементов. В рельефной печати краска подается на форму снизу, для чего последняя имеет специальные краскоподающие каналы. По сути, форма рельефной печати представляет собой комбинацию металлографской и трафаретной форм. Характерной особенностью машины металлографского способа печати является наличие истирающего устройства, удаляющего краску с пробельных элементов, а характерной особенностью машин рельефного способа печати является наличие краскоподающего талера, если речь идет о плоскопечатном варианте, или краскоподающего формного цилиндра, если речь идет о ротации.
В данной статье сделана первая попытка сопоставить оттиски, полученные способами рельефной и металлографской печати, с точки зрения оценки их защитных свойств. В качестве образцов использовались банкноты различных стран и образцы рельефной печати, представленные разработчиками.
Для удобства сравнения признаков исследуемых видов печати были выделены условные группы изображений:
1) участки изображений с негативными графическими элементами (таблица 1);
2) участки изображений с позитивными графическими элементами (таблица 2);
3) участки изображений с печатными и оттисненными элементами (таблица 3);
4) участки изображений с красочной границей;
5) эффект «шприца» или «усатость»;
6) диапазон используемых красок.
Таблица 1
Характерные защитные изображения с негативными графическими элементами
№ |
Признак |
Металлографская печать |
Рельефная печать |
1 |
Возможность воспроизведения тонких линий (40–60 мкм) |
+ |
+ |
2 |
Возможность воспроизведения изображения с ярко выраженным рельефом |
+ |
+ |
3 |
Возможность воспроизведения донного эффекта (наличие донного рисунка) |
+ |
+ |
4 |
Возможность воспроизведения негативных микротекстов |
+ |
+ |
5 |
Возможность воспроизведения скрытых изображений (кипп-эффекта) |
+ |
+ |
Сопоставление оттисков с негативными графическими элементами приведено в таблице 1. При исследовании образцов, выполненных рельефной печатью, выявлено, что в случае воспроизведения негативной графики с тонкими элементами возможно достижение толщин линий меньше 40 мкм, получение большего, чем в металлографской печати, рельефа с отчетливым донным рисунком, что обусловлено конструктивной особенностью формы и спецификой подачи краски в процессе печатания (рис. 1, 2, 3).
Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3
По информации, представленной разработчиками рельефной печати, в области тонкой негативной графики наблюдается высокая устойчивость печати. Отношение максимальной подачи краски к минимальной, при которой наблюдается качественная печать, равно двум. Сопоставление оттисков с позитивной тонкой графикой приведено в таблице 2. Следует отметить, что в металлографии возможна пропечатка и более тонких штрихов (15–20 мкм). Однако, устойчивость печати в этом случае нам неизвестна. В случае воспроизведения рельефной печатью изображений, содержащих элементы позитивной тонкой графики, для достижения стабильности заявленных параметров необходимы тщательный подбор и строгое соблюдение технологических режимов подачи краски и стабильных характеристик запечатываемого материала. По информации, представленной разработчиками, устойчивость печати здесь существенно ниже, чем в негативной тонкой графике. В то же время следует отметить, что большинство традиционных защитных эффектов металлографии лежит в негативной тонкой графике.
Таблица 2
Характерные защитные изображения с позитивными графическими элементами
№ |
Признак |
Металлографская печать |
Рельефная печать |
1 |
Возможность воспроизведения тонких линий (40–60 мкм) |
+ |
+ |
2 |
Возможность воспроизведения позитивных микротекстов |
+ |
+ |
3 |
Возможность воспроизведения пересекающихся толстых и тонких (30 мкм) линий |
+ |
+ |
Комбинация печатных и оттисненных элементов приведена в таблице 3. При нанесении графических изображений, переходящих в бескрасочное тиснение, выполненных с использованием единого (безразрывного) печатающего элемента, в обоих случаях наблюдаются сопоставимые результаты, зависящие от ориентации этого элемента относительно направления печатания. При комбинировании печатных и тисненых элементов основной проблемой металлографского способа печати является точность нанесения краски на форму. В рельефном способе печати подобной проблемы не возникает, поскольку технология изготовления цельнометаллических форм рельефной печати позволяет не «пробивать» краскоподающие каналы в штрихах. Иными словами, выборочно закрывать подачу краски.
Таблица 3
Комбинация печатных и оттисненных элементов
№ |
Признак |
Металлографская печать |
Рельефная печать |
1 |
Возможность воспроизведения изображения, содержащего печатные элементы, комбинированные с оттисненными (красочное изображение, переходящее в бескрасочное тиснение) |
+ |
+ |
2 |
Возможность воспроизведения изображения, содержащего близко расположенные красочные и тисненые элементы |
+ |
+ |
Оттиски металлографской и рельефной печати могут быть многокрасочными и содержать красочную границу, проходящую через изображения (рис. 4). Количество используемых красок в обоих случаях определяется конструкцией печатной машины. В металлографских машинах такое количество не превышает трех красок, что связано со схемными ограничениями печатной секции. В машинах рельефной печати увеличение количества красок не приводит к конструктивным проблемам, и для конкретного изображения красочность может быть существенно выше.
Рис. 4
Характерной особенностью металлографской печати является частичный выход краски за пределы штриха ввиду высокого давления в зоне печати (эффект «шприца», или «усатость»), по разным оценкам это давление составляет порядка 1 тонны на м2. Разные производители по-разному оценивают данный эффект. Одни считают его защитным признаком, другие проявлением брака и пытаются его минимизировать. При рельефной печати данный эффект может регулироваться изменением подачи краски в соответствии с поставленной задачей (рис. 5, 6, 7).
Следует отметить, что металлографский способ печати накладывает определенные ограничения на используемую краску. Речь идет о процессе истирания краски с пробельных элементов. Что касается рельефного способа печати, то можно с уверенностью утверждать, что он позволяет использовать более широкий спектр красок, включая металлизированные (рис. 8), что дает возможность создавать принципиально новые защитные признаки, легко визуализируемые глазом.
Преимущества рельефной печати были продемонстрированы в ходе работы Третьей Международной конференции «Наличное денежное обращение: модели, стандарты, тенденции», состоявшейся в Москве 17–18 ноября 2009 г. В качестве образца была изготовлена демонстрационная банкнота, в которой наряду с обычными красками использовались металлизированные краски (золото, серебро) и краски с дневной люминесценцией (рис. 9, 10). Печать осуществлялась как по бумаге, так и по фольге, что давало возможность создавать комбинации, имеющие яркий индивидуальный образ. В заключение отметим, что способ рельефной печати повторяет многообразие защитных элементов металлографской печати, а в ряде случаев и дополняет их. Это, конечно, не означает, что завтра рельефная печать вытеснит металлографию – рынок защищенной полиграфии инерционен. В то же время нельзя не учитывать и новые возможности, которые открывает рельефная печать. По мнению авторов, основным здесь является возможность использования более широкого спектра красок, и в первую очередь металлизированных. За счет их блеска различного рода кипп-эффекты, которые на существующих банкнотах выполняют скорее роль дополнительных признаков, могут стать легко визуализируемыми и идентифицируемыми элементами защиты.
Рис. 9 Рис. 10