Дэвид АТКИНСОН: «Ассоциация представляет интересы всех участников валютной индустрии»
10.10.2005Международная валютная ассоциация (МВА) была создана в 2004 году в качестве организации, представляющей интересы участников мировой валютной индустрии. Исполнительным директором Ассоциации стал Дэвид Аткинсон, бывший топ-менеджер британской компании-производителя банкнот «De La Rue». В представленном интервью Д. Аткинсон рассказал о причинах создания Ассоциации и достигнутых ею на сегодняшний день результатах.
- Расскажите, какова была цель создания Международной валютной ассоциации и что отличает ее от других союзов и ассоциаций в области валютной индустрии?
— Смысл нашей деятельности заключается в выражении интересов растущей валютной индустрии — к числу ее участников мы относим все предприятия и организации, вовлеченные в так называемый «жизненный цикл» банкнот: это и разработка образцов банкнот, и производство, выпуск в обращение, вывод из обращения и последующее уничтожение банкнот. Цикл этот начинают и заканчивают национальные банки, но «внутри» него может быть много разных этапов, на которых задействованы производители банкнот, компании, занимающиеся вводом в обращение и обработкой банкнот, а также компании-поставщики специального оборудования для вышеперечисленных организаций и предприятий. Все эти компании и банки входят в круг участников валютной индустрии, интересы которой мы и представляем.
Международная валютная ассоциация была образована для решения задачи, которую поставили самые «продвинутые» участники отрасли: Федеральная резервная система США, Европейский центральный банк и Интерпол — создать форум, представляющий все направления мировой валютной индустрии, причем не просто озвучивающий интересы ее участников, но являющийся механизмом их диалога и согласования этих интересов, чего так не хватало ранее.
Основные моменты, которые отличают МВА от других союзов и ассоциаций в валютной отрасли, заключаются в следующем: наша Ассоциация — некоммерческая организация, существующая на членские взносы. МВА служит интересам широкого круга институтов и компаний — как производителей банкнот и соответствующего оборудования, так и потребителей — тогда как другие ассоциации и конференции концентрируются на продвижении более узких интересов.
— Международная валютная ассоциация была создана после проведения IX Международной конференции по наличному денежному обращению «Currency Conference» в мае 2004 года. Что было достигнуто в рамках Ассоциации за прошедший с того момента период времени?
— Формально Ассоциация была основана в июне прошлого года, а первое организационное собрание состоялось в октябре. Сейчас у нас действует Совет ди-
ректоров, в который входят следующие лица: председатель Совета — Ричард Хейкок, исполнительный директор — Дэвид Аткинсон, члены Совета — Антонино Алиндоган (Центральный банк Филиппин), Филипп Амон («SICPA»), Ханс Вольфганг Кунц («Giesecke & Devrient»), Майлс Кертис («Securency»),
Дуглас Мэнни («Cummins-Allison») и Боб Рэнкин (Резервный банк Австралии). В ближайшее время ожидаются новые назначения. Хотелось бы подчеркнуть, что избрание Совета директоров в столь значимом составе и в такие короткие с момента основания Ассоциации сроки является нашим большим достижением.
Это стало определяющим моментом для начала следующего этапа создания Ассоциации — укомплектования рабочих комитетов МВА: по стандартам и нормативам, новым технологиям, статистике и исследованиям, наградам, бенчмаркингу, наилучшей деловой практике и образованию, а также электронной библиотеки. Каждый комитет получит соответствующие полномочия и «своего» куратора из числа членов Совета директоров. Первым, как ожидается, будет укомплектован и начнет свою работу отдел, отвечающий за ведение электронной библиотеки — именно это недавно возникшее направление определено в числе приоритетных членами Ассоциации. Электронная библиотека будет представлять собой централизованный онлайновый ресурс, на котором будет обеспечен доступ к программным и техническим документам Ассоциации, статьям экспертов и т. д. В зависимости от темы и содержания эти документы и статьи будут находиться в открытом для членов МВА доступе, или воспользоваться ими можно будет лишь под контролем сотрудников отдела и на определенных условиях. На данный момент в мире не существует ни одного подобного ресурса, который удовлетворял бы потребности членов валютной индустрии в профессиональной информации, а нужда в таком специализированном источнике данных давно назрела.
Изначально мы планировали, что в состав Ассоциации к концу 2004 года войдут примерно 50 человек. На деле членство оформили уже 170 человек из приблизительно 35 организаций. Эти показатели значительно превысили наши ожидания и дополнительно продемонстрировали насущную потребность мировой валютной индустрии в общем форуме для ее участников.
— Какие фирмы и организации с наибольшим воодушевлением поддержали создание МВА?
— Я думаю, пока рано делать какие-либо заключения в этом плане. Дело в том, что на первоначальном этапе мы сконцентрировались на привлечении в Ассоциацию представителей эмиссионных институтов и производителей банкнот. Могу отметить, что реакция национальных банков и печатных дворов на наши предложения была очень позитивной, что подтверждается представительством этих групп организаций в нынешнем составе Совета директоров. Пожалуй, у нас нет пока достаточного количества данных о настроении представителей других групп организаций, тем более что мы еще только собираемся выйти на них с нашими предложениями. Должен, кстати, добавить, что некоторые ключевые на мировом рынке поставщики оборудования для производства банкнот уже поддержали нашу инициативу по созданию Ассоциации и прислали свои заявки на вступление в ее ряды. Нашим намерением с самого начала было привлечение в состав Ассоциации представителей именно ключевых в рамках мировой отрасли институтов и организаций — с тем, чтобы, увидев их в новой структуре, остальные участники валютной индустрии захотели присоединиться к ним. Теперь, когда этот этап уже пройден, мы начинаем активно привлекать в состав Ассоциации представителей других организаций — таких как коммерческие банки, инкассаторские фирмы, компании-производители и пр.
— Одной из традиционных функций отраслевых ассоциаций является лоббирование интересов участников этих ассоциаций. Будет ли такая задача актуальной для Международной валютной ассоциации?
— Если вы подразумеваете под лоббированием различные способы активного воздействия на институты и организации, принимающие ключевые на рынке решения, — то нет, такого не будет. Как может заниматься подобным лоббированием Ассоциация, если в ее состав входят и ключевые игроки рынка, и компании-производители? В действительности все будет обстоять совершенно противоположным образом. Поскольку в наши намерения изначально входило стремление включить в состав Ассоциации представителей практически всех секторов валютной отрасли, компании-производители и потребители их товаров и услуг будут иметь абсолютно равный доступ друг к другу внутри самой Ассоциации. Ее органы станут местом, где обе эти стороны смогут вести свободный диалог по всем интересующим их вопросам — как через средства связи, так и в комитетах. В результате процесс принятия решений в рамках Ассоциации должен протекать нейтрально и не зависеть от каких бы то ни было групп влияния.
— Членство в Международной валютной ассоциации означает получение доступа к ключевым игрокам рынка, от решений которых зависят судьбы индустрии. Возможно ли возникновение ситуации, когда компании, слабо или совсем не связанные с налично-денежным обращением, будут стремиться войти в состав Ассоциации с целью получить такой доступ к ведущим институтам и учреждениям отрасли и извлечь из этого свою выгоду, то есть воспользоваться престижем Ассоциации в своекорыстных целях?..
— Мы разработали очень четкие критерии членства в Ассоциации. Также в составе руководящих органов Ассоциации есть комитет по членству, который определяет степень соответствия желающих стать членами этим критериям. Мы стремимся не только привлечь в ряды участников Ассоциации новых членов, но также и сохранить их присутствие там, а этого можно добиться лишь в том случае, если высокий статус члена МВА не будет подорван проникновением в нее организаций, которые не соответствуют нашим критериям.
— Как вы считаете: причины создания Международной валютной ассоциации лежали в негативной плоскости — защитить интересы участников отрасли от различных внешних проблем, или это было поступательное позитивное движение — за соединение в диалоге институтов и организаций, традиционно весьма закрытых и действующих за завесой секретности?..
— Возвращаясь к тому моменту, что Ассоциация представляет интересы всех участников валютной индустрии, следует подчеркнуть, что мы не занимаемся лоббированием чьих-либо интересов в ущерб интересам других участников отрасли. Мы даже не собираемся вести какую бы то ни было борьбу с развитием и расширением применения других платежных средств. Таким образом, ответ на ваш вопрос следующий: создание Ассоциации — это положительный шаг в направлении установления контактов между институтами и компаниями в рамках одной организации, которые не имели ранее возможности для совместного решения проблем, стоящих перед валютной индустрией.
— Скажите пожалуйста, подходят ли монеты под понятие валюты, платежного средства? Видите ли вы монетные дворы и организации, связанные с обращением монет, в качестве членов валютной отрасли? Учитывается ли этот сектор рынка в стратегии развития МВА?
— Изначально мы не включали монетные дворы в наш целевой контингент, однако мы были бы рады их участию в делах Ассоциации. Так, одним из первых участников Ассоциации стал Британский королевский монетный двор; другие монетные дворы также выразили желание вступить в ряды МВА. С точки зрения «потребителя» денежных знаков монета — такое же платежное средство, как и банкнота. С точки зрения производителя монет членство в нашей Ассоциации дает возможность войти в ряды участников валютной отрасли и изменить доминировавшую ранее ситуацию, когда этот сектор держался особняком.
Монеты в некотором смысле конкуренты банкнот, но внутри Ассоциации будут сталкиваться многие конкурирующие интересы. И задачей Ассоциации как раз является урегулирование конфликта интересов — такое, которое послужило бы развитию валютной индустрии в целом.
— Во многих союзах и объединениях установлен одинаковый статус членства, иногда с некоторыми преимуществами в зависимости от масштабов бизнеса участников. В Международной валютной ассоциации изначально заложены разные уровни статуса членов. Будут ли организации, которые платят взносы более значительных размеров, иметь в результате большее влияние в рамках Ассоциации? Если сложится такая ситуация, как она повлияет на внешне демократичные формы Ассоциации и обещанную нейтральность взаимодействия?
— Позвольте мне привести в ответ два соображения. Во-первых, размер членского взноса определяет количество людей, которые организация направляет для участия в работе Ассоциации, причем с увеличением размера взноса организации растет и показатель скидки в расчете на одного индивидуального участника — это своеобразный бонус за участие большего количества людей в текущей деятельности. Любой индивидуальный участник МВА, независимо от сферы деятельности компании или организации, в которой он работает, а также от размера уплаченного этой компанией членского взноса, может быть избран в Совет директоров, а любая компания может принять участие в работе комитетов Ассоциации. Нынешний состав Совета директоров уже был отобран, однако будущий состав Совета будет избран путем голосования членов Ассоциации на ее следующем собрании — это произойдет на X Международной конференции по наличному денежному обращению в Монреале в октябре с. г. Что же касается угрозы чрезмерного влияния со стороны компаний, имеющих высший уровень членства согласно нынешним правилам — что означает направление пятнадцати человек для участия в работе Ассоциации, — то вряд ли даже такое представительство среди двухсот и более участников (именно такое их количество мы ожидаем в самом ближайшем будущем) может иметь какие-то негативные последствия для остальных организаций-членов МВА.
Во-вторых, и, с моей точки зрения, это более существенно, принципы, на которых построена работа Ассоциации по определению направлений развития отрасли, основаны на сотрудничестве и консенсусе всех членов при принятии решений. Только единодушное решение по поводу выбора какого-либо направления или отраслевого стандарта может быть принято членами Ассоциации. Вступая в ряды членов МВА, ни одна организация или компания не будет принуждена к подчинению как самой Ассоциации, так и какой-нибудь группе влияния.
— Что бы вы хотели пожелать Ассоциации достичь, скажем, через пять лет?
— Если говорить о количественных показателях, то мы хотели бы достичь общей численности участников примерно в пятьсот человек к концу 2007 года.
Если отбросить количественные моменты, то я хотел бы видеть Ассоциацию активно действующей, с хорошим представительством практически всех секторов мировой валютной индустрии. Комитеты Ассоциации должны работать в полную силу, занимаясь вопросами бенчмаркинга, обмена передовым опытом, профессионального образования и т. д., обеспечивая отрасль специалистами, поднимая стандарты производства и уровень решения проблем. Любые конфликтные ситуации, связанные, например, с проблемой определения физической изношенности купюр в странах, где сортировка и обработка банкнот ведется коммерческими компаниями, должны решаться в рамках Международной валютной ассоциации благодаря механизму диалога и сотрудничества всех заинтересованных сторон, налаженному в ее структуре.
По материалам информационного бюллетеня «Currency News»