Как сохранить наличные в век кибер- и иной преступности?..

29.07.2015

Вопросы безопасности НДО в России сегодня стоят особенно остро: ЦБ РФ и МВД России отмечают не только тревожно стабильный ежеквартальный рост поддельных денежных знаков в стране, но и увеличение числа «наличных» преступлений, связанных с нападениями как на офисы банков и кредитных организаций, банкоматы и платежные терминалы, так и на инкассаторов и перевозчиков денег. При этом универсального нормативного документа, содержащего единые стандарты обеспечения безопасности банкоматов и платежных терминалов, помещений, где установлены устройства, а также правила перевозки и охраны наличных, в отрасли не существует. Методические документы и проекты, разрабатываемые в данной области банками, кредитными организациями, а также их ассоциациями и объединениями, в лучшем случае остаются документами «для внутреннего пользования», в худшем – ложатся в стол. Профессионалы отрасли сходятся во мнении, что в условиях бурного расцвета фальшивомонетничества и роста количества жертв разбоя и махинаций с наличными проблема защиты денег является первоочередной.

Рассказывая о том, что явилось стимулом для организации первой конференции по безопасности наличных в обороте еще в 2013 г., модератор конференции – ответственный секретарь Экспертно-методического центра банковской безопасности при АРБ Алексей Куражов – отметил, что проблемы, которые в течение трех лет обсуждались специалистами отрасли в рамках данной конференции, так и остались нерешенными. «В конце 2012 г. статистика отмечала более чем 30-процентный рост числа нападений на банкоматы и платежные терминалы. МВД России бил тревогу, и после нескольких совещаний на этой площадке был организован первый круглый стол по проблеме безопасности денежных средств в банкоматах и платежных терминалах, который посетили более 400 представителей отрасли. Главным итогом этого круглого стола стало решение поднять данную проблему на такой уровень, чтобы госинстанции ей заинтересовались. После наших многочисленных обращений в регулирующие органы в ноябре 2013 г. появился совместный приказ министра внутренних дел и председателя Центрального банка РФ об образовании межведомственной рабочей группы, которая решала бы не просто проблемы сохранности денег в банкоматах, но и сохранности наличных денег в обращении. Через год, на второй конференции по этой теме (февраль в 2014 г.), мы подвели некие промежуточные итоги того, какие конкретные меры приняты нами и как реагируют госинстанции. Сегодня, на третьей конференции, так и не дождавшись конкретных административных мер, мы вынуждены начинать сначала, поскольку проблема не решена и появляется все больше факторов, подрывающих безопасность НДО в стране».

В подтверждение своих слов г-н Куражов привел статистику МВД о количестве преступлений в 2014 г., связанных с посягательством на денежные средства. В сравнении с 2013 г. в графе «Нападение на банкоматы и платежные терминалы» МВД фиксирует: уровень разбоя снизился на 8,9 %, грабежей – увеличился на 10,5 %, краж – вырос на 17,2 %. Общий рост преступлений такого рода составил 15,9 %, раскрываемость – 31 % (т.е. примерно одно из трех). Общее количество зарегистрированных преступлений в данной категории – 1431 (на деле, как отмечает докладчик, показатель выше, с учетом того, что не все преступления становятся известны правоохранительным органам), т.е. в течение года ежедневно минимум 4 банкомата/платежных терминала подвергаются ограблению.

По статье «Нападение на объекты кредитно-финансовой сферы» (банковские офисы, пункты обмена валют и расчетные кассы) за 2014 г. было зафиксировано 182 случая (т.е. каждые 2 дня совершается преступление в данной категории). Раскрываемость таких преступлений – 46 %.

Кроме того, МВД отметило небывалый прирост (на 119 %) нападений на микрофинансовые организации (компании, предоставляющие оперативные ссуды – так называемые «быстрые деньги»). Офисы таких организаций являются сейчас наименее защищенными, а следовательно, наиболее уязвимыми для финансовых преступлений: за 2014 г. общее количество атак на микрофинансовые организации взлетело до 302, раскрываемость преступлений такого рода – 46 %.

Выборка за прошлый год, запрошенная АРБ по нападениям на инкассаторов и перевозчиков наличности, также оказалась критичной: в 2014 г. МВД было зарегистрировано 11 случаев нападений на инкассаторов (в 2 раза больше по сравнению с 2013 г.) и 282 случая атак перевозчиков (рост – 13 % по сравнению с 2013 г.). Данная статистика показывает, что почти каждый рабочий день происходит нападение на перевозчика денег (либо инкассатора). Раскрываемость таких преступлений – 30 %.

Г-н Куражов обратил особое внимание присутствующих на то, что показатель раскрываемости преступлений весьма условен: посчитать реальные денежные потери не представляется возможным, поскольку даже если преступники обнаруживаются (т.е. фактически преступление классифицируется как раскрытое), деньги владельцам возвращаются в крайне редких случаях и в основном не полностью.

Другие, не менее удручающие цифры делегаты конференции услышали от представителя центробанка – заместитель директора Департамента НДО Банка России Юрий Лобода выступил на конференции с докладом «Вопросы обеспечения сохранности наличных денег кредитных организаций».

Вначале Юрий Макарович представил общий справочный материал об НДО в России.

За 2014 г. объем наличных денег в обращении увеличился на 500 млрд рублей и наличная денежная масса составила 8,8 трлн руб. (в 2013 г. – 8,3 трлн руб., т.е. отмечен рост в 6,4 %). Большая часть населения (73,7 %) по-прежнему предпочитает рассчитываться наличными. Оборот наличных денег, проходящий через кассы кредитных организаций, составил в 2014 г. 76,5 трлн руб., среднедневной оборот – 310 млрд руб.

По словам г-на Лободы, НДО в стране характеризуется высокими рисками, обусловленными прежде всего высоким уровнем достаточности наличных денег в экономике . В целях повышения безопасности операций с наличными 30 июля 2014 г. Банк России выпустил Указание № 3353-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 24 апреля 2008 г. № 318-П “О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации”», в котором было нормативно закреплено, что начиная с 1 ноября 2014 г. кредитные организации в течение трех дней должны сообщать Банку России и, соответственно, тому территориальному учреждению, у которого они находятся на обслуживании, обо всех случаях утрат и хищений денежной наличности, нападений на инкассаторов, кредитные и кассовые офисы и т.д.*

* «Кредитная организация в случае утраты, хищения наличных денег, нападения на должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей, кассовых, инкассаторских работников кредитной организации в помещениях для совершения операций с ценностями, а также при перевозке, инкассации наличных денег <...> не позднее трех дней после дня наступления случая утраты наличных денег направляет письменное сообщение о случае утраты наличных денег в произвольной форме Департаменту надзора за системно значимыми кредитными организациями Банка России, если им осуществляется надзор за деятельностью кредитной организации, территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью кредитной организации, либо территориальному учреждению Банка России по месту открытия (местонахождению) ВСП, в случае если ВСП расположено вне пределов подведомственной территориальному учреждению Банка России территории, на которой располагается кредитная организация, и Департаменту наличного денежного обращения Банка России...». – Указание Банка России № 3353-У от 30.07.2014, пп. 1.6, http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169207/).

В итоге за три месяца (с ноября 2014 г. по январь 2015 г.) кредитные организации сообщили ЦБ РФ о 66 случаях утрат наличных денег на общую сумму 61 739 071,14 руб.

«Мы не думали, что статистика окажется столь ужасающей: на мой взгляд, сумма огромна – соответственно, положение с сохранностью наличных денег в кредитных организациях очень шаткое», – прокомментировал г-н Лобода. Проведенный Банком России анализ ситуаций, повлекших денежные утраты, показал, что около 45 % всех случаев спровоцировано внутренними факторами, такими, как слабый контроль над соблюдением кассовыми работниками нормативных требований Банка России, формальные проверки исполнения кассовой дисциплины и нормативных документов Банка России. Было выявлено 29 случаев недостач наличных денег на сумму 3 363 729,66 руб. и одно крупное хищение на сумму 4 830 000 руб. (самое крупное за последние 30 лет). Внешними факторами (противоправные действия – нападения на перевозчиков и кассовые офисы) было спровоцировано 36 случаев утрат наличных денег на сумму 53 545 341,48 руб. (см. ил. 1).

Наиболее опасными хищениями 2014 г. стали хищения из программно-технических средств (ПТС), в том числе самих ПТС. Один их крупнейших российских банков трижды сообщил ЦБ РФ о хищении банкоматов из крупных торговых организаций, когда грабителям потребовалась ровно 41 секунда на вывоз устройств с места преступления. Характерно, что о том, какие меры были приняты данным банком для физической защиты своих банкоматов, регулятор информации не получил.

На основании данных, поступивших в Банк России от кредитных организаций с ноября по январь, ЦБ РФ принял следующие меры:

1) Совместно с МВД России и представителями банковского сообщества была создана межведомственная рабочая группа для разработки совместного документа Банка России и МВД для организаций, входящих в банковскую систему РФ, который будет определять:

•           требования к обеспечению безопасности перевозки/инкассации наличных денег;

•           технические требования по размещению, использованию и охране ПТС, а также обеспечению сохранности наличных в них.

2) ЦБ РФ и МВД договорились о регулярном обмене информацией о нападениях и противоправных действиях, которые были совершены в отношении наличных денег, находящихся в кредитных организациях.

В своей речи г-н Лобода неоднократно ссылался на принятое 24 апреля 2008 г. Положение Банка России № 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации». Представитель центробанка отметил, что, несмотря на то что данным положением установлены требования к помещениям для совершения операций с ценностями, к перевозке/инкассации наличных денег (в том числе к спецавтотранспорту, используемому для транспортировки ценностей), к программно-техническим средствам, их расположению и их защите, кредитные организации зачастую пренебрегают данным документом, в связи с чем риски, возникающие при организации работы с наличными, растут.

Еще одной темой выступления Юрия Макаровича стала чистота обращающихся в стране банкнот и соответствующие меры, принимаемые Банком России в данном направлении. В пункте 2.11 Положения № 318-П зафиксировано, что обработка денежной наличности, которая выдается кредитной организацией своим клиентам, должна проводиться на счетно-сортировальных машинах, умеющих сортировать банкноты по степени их пригодности к обращению (годные и ветхие), при этом система датчиков устройств должна определять не менее четырех из шести утвержденных ЦБ РФ машиночитаемых признаков*.

* «Банкноты Банка России, выдаваемые кредитной организацией, ВСП клиентам полными и неполными пачками банкнот, отдельными корешками, сформированными кредитной организацией, ВСП, а также отдельными банкнотами Банка России из указанных упаковок кредитной организации, ВСП, должны быть обработаны с использованием счетно-сортировальных машин, осуществляющих сортировку банкнот Банка России на годные к обращению и ветхие и имеющих функцию распознавания машиночитаемых защитных признаков банкнот Банка России. Обязательной проверке подлежат не менее четырех машиночитаемых защитных признаков банкнот Банка России, перечень которых установлен нормативным актом Банка России». – Положение Банка России № 318-П от 24.04.2008 (в ред. Указания от 07.02.2012 № 2783-У), пп. 2.11, http://www.consultant.ru/popular/vedenie-kass-operacij-pravila-hraennija-banknot-monet/313_1.html?ut...

В 2013 г., в рамках плавной подготовки к Олимпийским играм, ЦБ РФ протестировал кассовую технику, используемую кредитными организациями г. Сочи при обработке денежной наличности. Всего было проверено 140 подразделений кредитных организаций и протестировано 285 счетно-сортировальных машин, в результате чего было выявлено, что 30 % используемой техники не включено в рекомендованный перечень оборудования (который ЦБ РФ размещает на своем официальном сайте), еще 1/3 машин работали плохо. В результате проведенных проверок 22 июля 2014 г. вышло в свет Указание Банка России № 3338-У «О порядке проведения территориальными учреждениями Банка России проверок соблюдения кредитными организациями требований к счетно-сортировальным машинам, применяемым при обработке банкнот Банка России, предназначенных для выдачи клиентам» о том, что ЦБ РФ будет проводить тестирование всего кассового оборудования, имеющегося в кредитных организациях, повсеместно и ежегодно. Указание определяет, что для проверки оборудования будут использоваться тестовые банкноты, изготовленные под заказ Банка России на фабрике Гознака*. Не прошедшее проверку оборудование ЦБ РФ не будет рекомендовать к дальнейшему использованию. При этом Банк России дает кредитным организациям возможность перенастроить оборудование и пройти повторную проверку.

* «Для <проверок счетно-сортировальных машин> используются банкноты, подготовленные организацией, подразделением, и полиграфические изделия изготавливающей банкноты организации, сходные с банкнотами по графическому оформлению, бумаге и способам печати, но имеющие отклонения от технических условий изготовления банкнот и слово «ОБРАЗЕЦ» на лицевой стороне вместо левого номера. Организация должна предоставить не менее 100 банкнот номиналом 100 руб. образца 1997 г. модификации 2004 г. и не менее 200 банкнот каждого из номиналов: 500 руб., 1000 руб. и 5000 руб. образца 1997 г. (в т. ч. не менее 100 банкнот образца 1997 г. модификации 2010 г. для каждого из номиналов). <...> Проверке подлежат все машины, применяемые при обработке банкнот, предназначенных для выдачи клиентам. Каждая машина тестируется не реже 1 раза в 24 месяца». – Указание Банка России от 22.07.2014 № 3338-У, http://www.garant.ru/hotlaw/federal/563152/#ixzz3UY0DgVly.

Отдельное внимание г-н Лобода уделил теме подделок и суррогатов денежных знаков Банка России, изъятых ЦБ РФ в 2014 г. За прошедший год ЦБ РФ было обнаружено 80 243 шт. поддельных российских рублей, что на 12,30 % больше по сравнению с 2013 г. (71 433 фальшивки). Фальшивомонетчики в 2014 г. сконцентрировались на банкнотах номиналом в 5000 рублей (75,91 % от общего количества поддельных банкнот Банка России). При этом, по данным регулятора, подделывались не только модификации 2004 г., но и 2010 г. (4,9 % от общего числа поддельных пятитысячных купюр). Тревожной тенденцией является повышение качества поддельных банкнот: 74,6 % фальшивых купюр в 5000 руб., обнаруженных в прошлом году, классифицируются ЦБ РФ как опасные. Для изготовления фальшивок в большинстве случаев использовались струйные принтеры (98,74 %); на подделки, изготовленные посредством электрофотографии, офсетной печати и прочими способами, пришелся очень небольшой процент в общем объеме изъятых купюр.

В последнее время также зафиксировано много случаев сбыта через банкоматы «игрушечных» денег (см. ил. 2). Во II полугодии 2014 г. через банкоматы было пропущено свыше 2000 билетов «БАНКА ПРИКОЛОВ» (см. таблицу); кроме того, один клиент рассчитался этими «деньгами» в кассе. Поскольку с 1 июля 2015 г. вступает в силу требование о считывании четырех из шести машиночитаемых признаков на банкнотах любым используемым кредитными организациями кассовым оборудованием**, проблема сбыта такого рода продукции через купюроприемные устройства должна во многом разрешиться.