Инкассаторы ищут новые бизнес-модели и надеются на помощь государства

Инкассаторы ищут новые бизнес-модели и надеются на помощь государства

22.07.2024

Игроки отрасли, объединенные посредством Ассоциации наличного денежного обращения, обратились в Банк России с просьбой разработать критерии для страхования перевозок ценностей, а также утвердить стандарты инкассации.

Российский рынок кассово-инкассаторских услуг сталкивается с проблемами, вызванными целым комплексом факторов – прежде всего, сокращением использования наличных денег в качестве платежного инструмента. Бизнес-модели инкассаторов подвергаются серьезному пересмотру, но и этого может оказаться недостаточно без вмешательства регулятора. Большинство игроков рынка считают участие государства в разрешении проблем неизбежным, ведь поддержание устойчивой инфраструктура НДО в последние годы стало во многом социальной функцией.

Следует признать, что проблемы у инкассаторских компаний начались не вчера – основные факторы, приведшие к нынешней ситуации, начали формироваться 5-7 лет назад. Клиенты этих компаний (как банки, так и ритейлеры) привыкли к тому, что инкассация – это, во-первых, легко и дешево (примерно в пять раз дешевле эквайринга по картам), а во-вторых – всегда кастомизировано (учитываются все пожелания клиента, можно легко изменить график, да и по документам нет жестких требований). Если что-то не понравится – можно всегда сменить партнера, обеспечив бесшовный переход от одного перевозчика к другому.

Рынок выбирал экономию здесь и сейчас, не беспокоясь о стабильности завтра. В результате инкассаторские компании были вынуждены поддержать предложенный рынком ценовой демпинг, чтобы окупить существующую инфраструктуру. Это привело к тому, что бизнес, ранее приносивший заметную прибыль, превратился в низкомаржинальный, выгодный только при условии сохранения значительных объемов и долгосрочного сотрудничества с клиентами. При этом у инкассаторов сохранилась необходимость поддержки инфраструктуры, развития продуктов и услуг, и, разумеется, соблюдения всех необходимых норм безопасности.

Стремительная цифровизация платежной индустрии с одновременным сокращением доли наличных расчетов нанесли отрасли серьезный удар. По данным Банка России, эта доля снизилась за прошлый год на 3 п.п. – с 27 до 24%. К 2026 г., согласно прогнозам, она вряд ли будет превышать 18-20%, при этом нижняя граница экспертной оценки – 14%.

 

Источник: журнал «БСМ»

Подробнее о проблемах рынок кассово-инкассаторских услуг и их решении в журнале «БСМ» № 7

https://www.cashcirculation.ru/

Похожие новости

Завершается формирование деловой программы XXVI Банковского форума iFin-2026 «Электронные финансовые услуги и технологии» – https://forumifin.ru/, который пройдет в Москве 3-4 февраля 2026 года. На Форуме более 40 ведущих отечественных поставщиков решений и услуг для банков продемонстрируют свои новейшие разработки для эффективного и качественного обслуживания клиентов финансовых организаций. Спонсорами iFin-2026 выступают компании BSS, iCAM Group, «Информационные системы», «Группа Астра», «ИнфоТеКС». Партнеры Форума: Abanking, R-Style Softlab, «Фродекс», SafeTech, Smart Engines, Right line, МТС, «1С-Битрикс».
Выставки и конференции
Национальная система платежных карт (НСПК, оператор платежной системы «Мир») на технологической конференции представила новый сервис «МирЛинк». Он призван упростить банкам процесс интеграции различных pay-сервисов и сделать оплату более удобной для покупателей. Сервис стандартизирует взаимодействие между эквайринговой сетью и поставщиками платежных решений.
Банкноты стран мира
В Москве прошла церемония награждения победителей Национальной банковской премии-2025. Организаторы премии – Ассоциация российских банков и Национальный банковский журнал (NBJ) – назвали компании-победители в более 50 номинациях.
Выставки и конференции
Клиенты Т-Банка и Сбера теперь могут совершать межбанковские переводы по QR-коду, сообщили РИА Новости в Т-Банке. Ранее эта функция была доступна только для переводов внутри одного банка.
Банкноты стран мира
В Москве завершился форум CX Fintech Day. Свыше 300 топ-менеджеров и руководителей подразделений, отвечающих за клиентский опыт, собрались на мероприятии, чтобы обсудить трансформацию CX и стратегии привлечения клиентов в финтехе.
Выставки и конференции