На конференции «Коммерсантъ» подвели итоги года для финансового рынка
15.12.2025В Москве состоялась ежегодная конференция Издательского дома «Коммерсантъ», посвященная итогам года для финансового рынка. Основными темами для дискуссии стали вызовы 2025 года, прошедшего под знаком санкций, ограничений и высокой ключевой ставки, а также поиск драйверов роста и новых стратегий развития в 2026 году.
На первой сессии эксперты банков обсудили трансформацию банковского сектора в уходящем году. Модератором сессии выступил старший вице-президент, руководитель блока розничного бизнеса ПСБ Алексей Щавелев. Открывая дискуссию, он охарактеризовал 2025 год как «идеальный шторм» для розничного кредитования из-за сокращения портфелей в условиях высокой ставки и ужесточения регулирования. При этом сильный рост пассивов заставил банки пересматривать свои стратегии. Ключевой управленческой задачей Алексей Щавелев назвал преодоление разрыва между приоритетами клиентов, которые ищут выгоду, и стратегиями банков, инвестирующих в клиентский опыт.
Представители крупных банков подробно рассказали о своей адаптации к новым реалиям:
Антон Анищенко, член правления, директор розничной дистрибуции Почта-Банка, отметил смену бизнес-модели с кредитоцентричной на привлечение клиентов через партнерство. Он подчеркнул, что в условиях жесткой конкуренции побеждает глубокая интеграция в экосистемы партнеров, а «живое общение» с сотрудником при интеграции ИИ становится новым «тяжелым люксом».
Николай Мельниченко, директор по развитию ежедневного банковского обслуживания ОТП-Банка, сообщил об успешной диверсификации и смещении баланса в сторону daily banking. Клиенты стали более осознанными, а главной целью на 2026 год он назвал улучшение решения клиентских запросов для построения долгосрочных отношений.
Антон Боганов, советник заместителя председателя правления РСХБ, рассказал о системном внедрении ИИ на единой платформе RAISA для персонализированного обслуживания. Банк использует ИИ как инструмент помощи программистам, советника по нормативно-правовой базе и в скоринговых моделях, не оставляя клиента один на один с технологией.
Илья Радаев, руководитель департамента клиентских впечатлений Совкомбанка, обратил внимание на возросшую ответственность клиентов. Главный запрос, по его наблюдениям, – живое общение с человеком, а ИИ должен высвобождать время сотрудников для сложных задач. Цель банка – создание «своего человека в банке» для каждого клиента.
Артем Зотов, вице-президент–начальник департамента инвестиционно-страховых продуктов Газпромбанка, рассказал о смещении акцента на трансакционные, сберегательные и инвестиционные продукты. Одним из ключевых инструментов стали фонды денежного рынка и продукты с фиксированной ставкой.
Вторая сессия была посвящена подведению итогов для фондового рынка. В дискуссии, модерируемой гендиректором «БизнесДром» Павлом Самиевым, приняли участие представители Московской биржи, НАУФОР, СРО НАПФ и профильных компаний. Основное внимание спикеры уделили влиянию высокой ключевой ставки, развитию программы долгосрочных сбережений и перспективам рынка IPO.
Третью сессию «Макропрогнозы на 2026 год: куда инвестировать?» провела руководитель проекта «Коммерсантъ-Инвестиции» Мария Котова. Участники, включая ведущих экономистов и аналитиков, обсудили ожидания по динамике ключевой ставки и курса рубля, возможные сценарии для экономики, а также перспективные идеи для инвестиций в наступающем году.
Источник: Коммерсантъ